Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Полуостров захотел - а это можно,
Правда, Крымский далеко, а близко - Кольский
М.Щербаков

Тумча-97

СПб – Кандалакша – Ковдор – Алакуртти – Зареченск – Кандалакша – СПб

29.07 – 16.08 1997

(альтернативный дневник)

Часть 1

Предисловие:

Этот дневник создавался постфактум, на основании воспоминаний и фотографий, в отличие от официального дневника группы, написанного официальный летописцем и дополненного участниками в рабочем порядке.

Статистика удачных и неудачных прохождений, оверкилей и обносов приведена в прилагаемой таблице; по ходу повествования описываются и/или упоминаются только особо запомнившиеся автору подробности.

Олег Пустельников, он же боцман, он же я, как всегда, не способен обойтись без комментариев. Поэтому в дальнейшем они выделены курсивом и маркой <ОП:>.

Содержание:

26.07.97 До похода – каяки и планы
29.07.97 Отъезд – каяки и туристы
30.07.97 Дорога – из Кандалакши в Ковдор
31.07.97 От Ковдора до реки и первые часы на воде
01.08.97 Первые (безымянные) пороги
02.08.97 Филология и ориентирование
03.08.97 "Встреча на Эльбе" и первая дневка
04.08.97 "Первенец", "Падун" и КО
05.08.97 "Водопадный" и "Кривой"
06.08.97 "Красивый", оверкили и КО
07.08.97 "Яма", "Котел" и день рождения
08.08.97 Дневка – купание и баня
09.08.97 Кутсайоки и прочие развлечения
10.08.97 Третья дневка - "хорошо, но много" (С)
11.08.97 "Карниз", "Шляпа" и КО
12.08.97 "Каньончик" напоследок и выход в озеро
13.08.97 Тумчозеро – валы и катамараны
14.08.97 Последний переход и отъезд из Зареченска
15.08.97 Домой!
16.08.97 "Ну вот и все, дружок,…" (С)

26.07.97 До похода – каяки и планы

Сдача каяков в багаж На сей раз все началось задолго до "лысого камня", а именно - с отправки полиэтиленовых каяков багажом. Будучи сданы в багаж 26.07, они тем не менее ближайшим поездом не уехали, а остались тихо-мирно лежать в небезызвестной счастливым обладателям полиэтиленов кладовой № 4 на Московском вокзале. Нетривиальная оказалась задача - поместить семь лодок (пусть даже и одноместных :) ) в вагон после погрузки всего следующего в Мурманск груза (Кандалакша, как известно, станция отнюдь не конечная :( ).

ОП: Дело в том, что кладовщики сначала загружают весь багаж до конечной станции и только потом пытаются запихнуть багаж на промежуточные станции.

Хорошо еще, нашелся среди нас предусмотрительный персонаж, который счел нужным проверить, отправились каяки или нет (я, правда, не помню, кто это был).

Посредством вульгарной взятки проводнику багажного вагона каяки были тем не менее отправлены, хотя и несколько позже, чем хотелось.

ОП: Отправкой каяков занимался То. Он рассказывал, что после энной суммы денег (измеряемой сотней за все лодки - половина в Питере, половина при выгрузке в Кандалакше) проводник решительно послал кладовщиц подальше и настоял, что каяки загрузят в первую очередь, а все остальное - потом.

Ситуация осложнилась тем, что, во-первых, билет до Кандалакши был взят групповой и обмену не подлежал, а во-вторых, пришлось спешно вносить коррективы в наполеоновские планы воссоединения группы.

Эта "встреча на Эльбе" стала примечательной подробностью нашего похода. Просто так у нас ничего не решается и не делается; поэтому, хотя основная часть нашей компании намеревалась стартовать в Ковдоре, еще два оптимиста (ограниченных во времени двумя неделями отпуска) тешили себя и нас надеждой присоединиться к группе в Алакуртти.

Здесь необходимо отметить, что расстояние между Ковдором и Алакуртти было (да и сейчас остается) величиной неизвестной, поскольку мнения побывавших там туристов (а теперь и нас в том числе) поражают завидным разнообразием - от 50 до 75 километров. Хотя время преодоления этого участка всеми оценивалось примерно одинаково и с одинаковой же точностью :"Ну... дня, наверное, три...". А вот скорость передвижения нашей, мягко говоря, неоднозначной группы предварительной оценке вообще не поддавалась (мы стали такими осторожными - после весенних-то похождений! :) ).

На основе этих исходных данных нам и предстояло спроектировать время и место встречи. Окончательная версия оказалась самой простой (чего и следовало ожидать): каяки задерживались, следовательно, у нас пропадал день, и Женька с Маэстро должны были прибыть раньше нас, заехать на реку чуть выше Алакуртти и приступить к сбору каяков, предварительно вывесив на всеобщее обозрение красные Женькины штаны в качестве маяка. Мы же, проходя по реке, сии штаны не могли бы не заметить. Замечательный план. Что из него выросло? "Что выросло, то выросло" (С) :).

ОП: Мы, естественно, предполагали, что, поскольку каяки мы получим лишь к семи вечера, то в лучшем случае успеем добраться только до Ковдора, а пограничники почти наверняка не будут с нами разбираться посреди ночи.

29.07.97 Отъезд – каяки и туристы

Поезд Итак - поехали мы. На поезде. В Кандалакшу. Не считая (пока :) ) упомянутых ранее оптимистов, нас десять человек; все мы нынче путешествуем на каяках. Среди нас (первым указан руководитель, остальные в алфавитном порядке):
 


  • Легздайн Михаил
  • Руководитель группы и бессменный Адмирал От Ковдора до Алакуртти на "Tornado", далее на "T-Slalom"
  • Грушко Анна
  • Непревзойденный завхоз, в просторечии Ню На "Europe", в просторечии "белой лошади"
  • Долгов Павел
  • Ремонтник, мастер на все руки и непримиримый противник любого шума На длинном "жуке"
  • Петрищенко Ирина
  • Летописец, персонаж среди нас новый, в походе вообще впервые На "Invaider"
  • Пустельников Олег
  • Начспас и видеооператор, он же Боцман, он же Самый Крутой Каякер :) На "Tornado"
  • Пустельникова Екатерина
  • Фотограф и видеоператор на подхвате, она же Кошка, она же "скромный автор этих строк" (C) На "Cyclon"
  • Тампель Антон
  • Без официальной должности, помощник всем и на все случаи жизни, признанный мастер геркулесовой каши, напрочь не признающий прозвища "Сынок" На длинном "жуке"
  • Твердова Ольга
  • Мастер по швейной части, тоже новый для нас участник От Ковдора до Алакуртти на "T-Slalom", далее на длииинном поддувном каяке
  • Языкова Алена
  • Врач экспедиции и Вертихвостка всех времен и народов На маленьком и печально знаменитом каячке по прозвищу "Шнырек"
  • Яковлев Антон
  • Фотограф, финансист и бюрократ, он же То На "T-Slalom"

    ОП: Шнырек характерен тем, что это четырехбалонный поддув в обводах слаломного пластика, со всеми вытекающими отсюда особенностями, весьма жестокими для начинающих.

    Список дополняется вышеуказанными обладателями двухнедельных отпусков:

  • Пасынков Евгений
  • Лоцман и видеооператор, окончательно смирившийся с прозвищем "Хвост" На длинном "жуке"
  • Пилин Михаил
  • Без официальной должности, еще один Крутой Каякер, он же Маэстро На "Tornado"
     

    Маэстро (полновластный обладатель "Tornado") не мог рассчитывать на легкую заброску при наличии в его багаже неразборной лодки; для основной же части группы "одним больше, одним меньше..." Поэтому Мишка транспортировал поддувник, а его красный мастодонт (пардон! :) ) ехал с нами от самого Ковдора. Такое решение проблемы и вызвало необходимость перераспределения каяков в Алакуртти.

    30.07.97 Дорога – из Кандалакши в Ковдор

    После долгого и утомительного пребывания на вокзале в Кандалакше, поисков транспорта, переговоров и попыток оптимизации было, наконец, избрано очередное средство передвижения - "грузовик вульгарис" по традиционному принципу эксплуатации - два человека в кабину, каяки, рюкзаки и прочий багаж в лице туристов в кузов под тент (чтобы злобный гаишник не заметил :) ).

    ОП: При ближайшем рассмотрении были выявлены несколько вариантов заброски. Можно было нанять автобус на автобазе - дорого и не сегодня. Можно было отлавливать одного мужика с ПАЗиком, но он должен был освободиться только ночью. Можно было попытаться утром сесть на местный поезд, но семь каяков вызывали изрядные сомнения в жизнеспособности этого варианта. Весь день нас активно охаживали мелкие частники, которые были готовы одеть багажники и везти нас на трех машинах, но только в Алакуртти, куда нам было не надо. В конце концов мы наняли за 450 тысяч ЗИЛ-130 до реки за Ковдором.

    Каяков было семь, еще три были представлены в рюкзаках в разобранном виде.

    Грузовик При первоначальном раскладе в кабину поместили То и Ню - То в качестве официального представителя, Ню в поисках комфорта. Но за относительно небольшой участок пути на ветру под хлопающим по всем выступающим частям тентом бурное веселье и неумеренные вопли общественности успели основательно достать Пашу, ну а Паша, соответственно, успел достать общественность. Посему и был выставлен в кабину при первой же возможности. То перебрался в кузов, где незамедлительно уснул, избрав себе место внутри "Tornado". Тем самым внутри кузова стало заметно просторнее :).

    В таком виде миновали пограничный пост и примерно в 2330 прибыли в Ковдор.

    31.07.97 От Ковдора до реки и первые часы на воде

    В 0115, после долгих путешествий в комендатуру, обратно и еще куда-то, Адмирал вернулся с новым транспортом, в силу неизвестных мне обстоятельств названном "вахтовкой". Агрегат этот имеет железный верх и куда как меньшие размеры по сравнению с предыдущим образцом изделий автомобильной промышленности. Семь неразборных лодок, тем не менее, водителя нимало не смутили, и под его чутким руководством погрузка началась.

    ОП: Адмирал был сильно удивлен тем, что в полночь его тепло приняли в комендатуре, сходили разбудить офицера, делающего пропуск, он сделал пропуск и позвонил на заставу предупредить, что мы скоро подъедем. Также нам моментально нашли мужика на ГАЗ-61, который регулярно возит туристов, заверив, что прямую дорогу размыло и надо ехать в объезд, что делать водитель нашего 131 отказался, сославшись на то, что в шесть утра ему на работу.

    Проходы между расположенными в передней части кузова сиденьями заложили рюкзаками, сверху посадили прекрасную половину группы, еще выше - по диагонали - положили каяки. Когда все разместили, оказалось, что прочим не то что сесть, встать уже некуда. Пашу по-прежнему сдали в кабину, а остальные проявили воистину акробатическую ловкость, перелезая через груду вставших на дыбы каяков. В результате получилась изумительная свалка из рук, ног и прочих участников.

    ОП: При наличии времени и желания надо вязать лодки на крышу кунга, но к концу этого дня мы были уже просто никакие.

    Не успели мы разместиться, как агрегат задребезжал и отправился по объездной дороге, поскольку прямой путь (по небезызвестному закону) именно в это время оказался перекрыт. Путешествие по сопкам в закрытом кузове, сопровождаемое перманентной угрозой влететь в каяк башкой, - удовольствие сомнительное, и мы попытались скрасить его громким пением, попадающим под классификацию "диких воплей". Однако То и здесь ухитрился заснуть, подменив собой в этом мероприятии штатного исполнителя Ню, которая проявила неслыханную стойкость и приняла активное участие в организации командного "Ансамбля Визга и Топота" :).

    Потом был еще один пограничный пост (или, возможно, застава...), где у Адмирала в очередной раз переписали паспортные данные, и мы, наконец, доехали до реки. Водитель провел краткий инструктаж "По поведению вблизи государственной границы": "Вон там - река, туда ходи, а там - контрольно-следовая полоса, туда не ходи", и изумил нас следующей классификацией: "На этой поляне высаживаем байдарочные группы, а катамараны - выше по реке, у самого моста (?), но байдарочникам туда нельзя". Честно говоря, мы не поняли, за что такая дискриминация :).

    Вскоре после отъезда вахтовки нас постиг очередной приступ изумления - То отказался готовить ужин. Мы не смогли решить - он заболел или у нас начались галлюцинации. Дело, правда, шло уже к утру, но такого все равно не бывает. Однако глюки стали явью, и мы разбрелись спать. Время подъема не устанавливали, решили, что оно само определится степенью нашего голода.

    Завтрак, сборка каркасных судов и первая паковка завершились где-то к 1900; перекус состоялся "не отходя от кассы"; в 1930 мы наконец-то сползли на воду.

    ОП: Напомню недоумевающим, что белые ночи делают отношение ко времени движения до предела пофигистичным.

    Наше нетерпение сделало первый ходовой день (точнее, оставшийся от него кусочек) "неучтенным" - при планировании в городе на участок Ковдор - Алакуртти отводилось три ходовых дня - с 01.08 по 03.08. Таким образом, три часа первого дня стали своеобразной форой; и мы, надобно заметить, ею воспользовались, к будущему прискорбию Женьки и Маэстро :).

    То начал пересчитывать препятствия и насчитал их аж 17 штук (причем учитывалось все, где вода хоть чуть-чуть журчала :) ). Некоторые места вызвали оживленную дискуссию по поводу того, что же считать порогом, а что - шиверой. Однозначного мнения не образовалось, в дальнейшем именные пороги полагались порогами, а все остальное - шиверами и перекатами.

    ОП: Перекаты местами превращались в широкие мели, где каяк пролезал уже с трудом. Байдаркам по низкой воде на этом участке гарантировано два десятка проводок. Но это, думается, лучше, чем старт без разминки от Первенца, да и места приятные кругом.

    31.07.97 Первые (безымянные) пороги

    Стоянку накануне мы выбрали на левом берегу, сразу за очередной шиверой, на косогоре - так что каждая палатка оказалась на своей собственной "террасе". Там везде заросли мха, спится на нем крепко, да и день был утомительный, и очередные дежурные - Аленка с Сынком - беспардонно проспали назначенный подъем. Но на них никто не обиделся :).

    При утренней паковке Ню начала великое дело, продолжавшееся потом всю дорогу и вызывавшее неизменные бурные эмоции со стороны Адмирала, - борьбу за равноправие, основным выражением которой стало принятие солнечных ванн обнаженными выше пояса дамами. Борьба эта основывалась отнюдь не на принципиальных соображениях, а на чистом рационализме - после упаковки шмоток и до спуска на воду ходить по солнцу в гидрокостюме исключительно некомфортно.

    После небольшой разминки на приютившей нас шивере мы за день преодолели 35 препятствий (с 18 по 42), из которых по меньшей мере два могут быть признаны порогами (неопределенной категории :) ).

    ОП: Я бы классифицировал их, как 2+, но тут много субъективного. Они явно проще именных порогов, кои я почти все приписываю в плюс-минус четверки. В то же время, вспоминая Охту, можно твердо сказать, что они не уступают многим тамошним тройкам.

    Первый из них по нашему уровню воды представлял собой полный непроход, что мы осознали, уже глядя на него снизу, - плотно стоящие в шахматном порядке камни, слегка прикрытые водой. Сверху же ничего особенного мы не заметили - так, небольшой перепад за несложной входной шиверой, - и двинули туда с присущим нам оптимизмом, не утруждая себя просмотром. Кто сколько камней словил, подсчету, естественно, не поддается; глобально не повезло только Аленке, кильнувшейся на съезде с очередного камушка.

    Отливание каякаПараллельно с нами порог проходила туристская группа на "Тайменях", и для них он естественным образом представлял куда бОльшую сложность, чем для кучки веселящихся каякеров - чисто в силу разницы в сплавных средствах. Их физиономии не поддаются описанию, когда сверху свалились 10 каяков, сиганули в порог без просмотра, пропрыгали по камням не хуже резиновых мячиков, одного их своих отловили, посадили обратно и, не задерживаясь, отправились дальше :).

    ОП: Забавно, что каркасники не посадили ни одной дырки, съехав с этих камушков. В целом, сложилось ощущение, что до Алакуртти камушки более округлые и обросшие - мягонькие :).

    Медный всадник Завершающим препятствием дня стал безымянный до сего времени порог (примерно II категории сложности). Входя в него, мы полагали, что имеем дело с прозаической шиверой из тех, что в изобилии встречались нам на пути. Там действительно была довольно длинная шивера, упиравшаяся, однако, в камушек размера немалого. Основной слив, предваренный крутым поворотом, располагался слева от претендента на пьедестал, слив справа так же оказался вполне проходим, хотя и изрядно замусорен. Наиболее ловкая (она же шустрая) часть каякеров успела свернуть через левый слив, а кто не успел, тот просочился через правый. Бенефисом стало выступление Ню, которая (судя по всему :) ) сочла указанный камень вполне подходящим на роль постамента и изобразила классический вариант "Медного Всадника"; "лошадь" под ней была белая :). Все получили массу удовольствия, в том числе и сама Ню, сумевшая без посторонней помощи с пьедестала сползти и выехать на опоре.

    Несмотря на отсутствие просмотра и плановой съемки, сей нерукотворный памятник оказался-таки запечатлен на фотопленке - в силу внезапно посетившего меня озарения (проезжая через слив, я подсознательно отметила потенциальную пригодность камня в качестве постамента и выудила фотоаппарат в злопыхательском ожидании :) ).

    Вообще-то, мы планировали пройти еще с полчасика, а то и больше, поскольку по-прежнему не имели представления, как же далеко до Алакуртти. Но, отрешившись от эмоций, связанных с "Медным Всадником", обнаружили, что Сынок идет ко дну. Его каяк треснул по шву и треугольный кусок деки по неизвестным причинам вообразил себя парусом, весело хлопая на ветру. Предложение зашить дыру и затем пойти дальше энтузиазма ни у кого не вызвало. С местом для стоянки обнаружилась неожиданная проблема; в результате мы поселились на самом верху поросшей мхом скалы. Стоянка оказалась очень удобной - некомариной, с дровами, с обилием места и близостью к морошке - но только после того, как были занесены наверх все каяки :).

    ОП: Надо отметить, что поднимать даже вдвоем метров на пятнадцать вверх груженый под завязку Торнадо - удовольствие ниже среднего. Весил он килограмм под 60.

    Часть 2    Часть 3

     
    Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
    Hosted by uCoz