Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Облепиховых кустов
Запах чрезвычайной силы...

А. Иващенко, “Иссык-Кульская тоска”

Екатерина Пустельникова

Тянь-Шань
01 – 26 сентября 1998 года

Санкт-Петербург – Бишкек – пос. Сары-Булак – р. Кара-Куджур – р. Джоон-Арык – пос. Кочкор – Боомское ущелье – Бишкек – оз. Иссык-Куль – Бишкек – Боомское ущелье – Бишкек – ущелье-заповедник Ала-Арча – Бишкек – Москва – Санкт-Петербург


 

Содержание
  Вместо предисловия
  01.09.98 Аэрофлот, генератор случайных планов и краткое представление участников
Часть I. Кара-Куджур – Джоон-Арык
  02.09.98 Дорога наверх, или Введение в географию
  03.09.98 Первые приключения, или Тюлекский каскад
  04.09.98 Перегон между каскадами, или Особенности #опской чалки
  05.09.98 Просмотр первого каскада и местный колорит, или "Любопытство - не порок" (C)
  06.09.98 Первый каскад - прохождение, или Приключения продолжаются!
  07.09.99 Просмотр второго каскада, или "Луза - просто плес!" (С) Оленька
  08.02.98 "Стадо бегемотов", или Звездный час Хвоста
  09.09.98 Прохождение второго каскада, или Апофеоз
  10.09.98 Остаток Джоон-Арыка, или Две стороны одной монеты
  11.09.98 Переезд в Боом, или Смена декораций
  12.09.98 Вниз по Боому, или Оптимисты на досуге
  13.09.98 Поворот на 1800, или "Непогода нынче в моде..." (С)
Часть II. Иссык-Куль
Часть III. Боомское ущелье
Заключение
Выводы и рекомендации
  Маршрут - категория и общее впечатление
  Водно-технические подробности
  Аборигены
  Бытовые мелочи
  Прочее
  Замечания ЗАВХОЗА на тему заброски и всего остального
 


Вместо предисловия:

Свершились качественные изменения, и предлагаемый Вашему вниманию дневник (исключительно для разнообразия) представляет собой Официальную Летопись похода. Заслуги некогда неформального сочинителя альтернативных воспоминаний были оценены по достоинству :), и при распределении ролей для нового маршрута автор сей был формализован до уровня официального летописца команды.

Тем самым, располагающееся ниже повествование перетекало в бумажную форму постепенно, прямо в долинах Тянь-Шаня, по мере накопления фактов и наличия свободных минут в светлое время суток. В связи с чем ожидается неуловимое изменение стиля – подробностей явно должно стать больше, а завершенность эпизодов неминуемо должна бы пострадать; видимо, проявится и “многоверсионность”, поскольку наши ожидания далеко не всегда совпадали с реально происходившими событиями (описывались же и те, и другие).

Итак, к делу.


01.09.98 Аэрофлот, генератор случайных планов и краткое представление участников

Два часа – полет нормальный. Пулковский рейс № 8535 "СПб-Бишкек" на высоте 10100 м энергично приближает нас к месту назначения, некогда носившему совсем другое имя – город Фрунзе. Для нас это первый поход, в который мы отправляемся по воздуху. Впрочем, каяки добирались вполне традиционными методами – вульгарным багажом по не менее вульгарной железной дороге.

  Отступление: поганец Хвост сидит в кресле прямо за мной и пинается – ославим его порочную рожу по максимально доступному радиусу! :)
 

В самолете нас четверо (это если не считать чуждых нам по духу пассажиров :)). Еще трое экономят деньги за счет времени, соответственно, они уже ждут нас в Бишкеке после четырех суток эксклюзивного романтического путешествия по степи на поезде с верблюжьими стадами за окном в качестве декораций. Наша экономия имеет ровно обратную направленность – поскольку добрую четверть отпуска алчно подъел весенний поход.

Самолет заполнен в лучшем случае на треть; соответствием мест проданным билетам никто не озабочен, на входе непосредственно предлагают: “Занимайте любые места во втором салоне” (ибо первый явно относится к бизнес-классу); кормят вкусно и обильно.

И все бы было просто замечательно, если бы рейс этот совершался бы почаще раза эдак в два... А то летает он раз в две недели, и удачно подгадать одновременно даты и начала, и окончания похода весьма проблематично (2 недели мало, 4 много, “Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь...” (С) :)).

Есть еще некий мифический рейс "киргизских авиалиний" :), про который, однако, в Санкт-Петербурге никто ничего сказать не в состоянии (в Пулково отвечают, что на рейс этот "брони нет, справок не даем"); летает – теоретически – тоже раз в две недели, но в другие... и только в случае, если желающие найдутся и топливо отыщется... В этом году билеты на оба рейса (как киргизский, так и пулковский) продавали за 15 суток до вылета. Еще стоит уточнить, что столь незавидное состояние дел никоим образом не распространяется на Москву: оттуда авиасообщение с Бишкеком осуществляется ежедневно (а порой даже и чаще), стоимость авиабилетов заметно ниже. Учитывая, что прямого поезда из СПб (в отличие опять же от Москвы) нет, приходится признать, что первые проблемы подстерегают отважных путешественников с берегов Невы уже на начальных этапах пути к заветному Тянь-Шаню. А если еще вспомнить о доставке полиэтиленовых каяков... Которые на этот раз хотели принудительно обшить и требовали за эту противозаконно навязываемую :) услугу стоимость обшивки полдивана... Почему полдивана? А кто его знает…

Еще заранее знатоки местных обычаев и наши предшественники-туристы приложили максимум усилий, чтобы запугать нас ужасной местной милицией, которая негативно относится ко всем без исключения носителям объемных рюкзаков в аэропорту и на вокзале Бишкека и предпочитает, по определению считая таковых перевозчиками наркотиков, загрести их для внимательного ознакомления с содержимым упомянутых емкостей (а заодно – кошельков и карманов), причем после данной процедуры можно легко не досчитаться чего-нибудь нужного.

В целях нейтрализации вредного воздействия рекомендовалось: во-первых, обставить свое прибытие максимально "цивилизованным" образом, во-вторых – свести к минимуму свое пребывание в потенциально опасной зоне. А рюкзаки – их все равно особо не спрячешь, остается только приложить все усилия для быстрого получения багажа и еще более ускоренной погрузки его на предусмотрительно поданный для официальной встречи транспорт.

С начала полета нас не покидает легкое недоумение, связанное с временнОй дезориентацией. Согласно предварительным данным, прибытие наше намечалось на полночь по московскому, т.е. в два часа ночи по местному времени (время в пути около 5.5 часов). Однако в первом же приветственном сообщении на борту самолета нас порадовали новостью, что через 4 часа и 5 минут, а именно, в 22.35 по московскому времени (при прочих благоприятных условиях :)) мы прибудем в Бишкек. Заметим, что разница в часовых поясах составляет 3 часа, а с учетом перехода России на летнее время (чем Кыргызстан себя не утруждает) – 2 часа; в общем, изначально ожидавшиеся два часа ночи никак не получаются. И вся проблема заключается в том, что вот летим мы и не знаем, сколько же времени придется нам провести в страшном и ужасном аэропорту, и не превратится ли встречающая делегация в спасательную экспедицию... :)

Пользуясь относительным комфортом и покоем (ибо Хвост наконец угомонился и заснул – “не буди лихо, пока спит тихо” (С) :)), хочется вернуться немного :) назад, задуматься и вспомнить – каким же лихим ветром занесло нас в столь отдаленные края?

Закрыв предыдущий сезон в Лосево и завершив создание первого в нашей практике осмысленного видеофильма (“Тумча-97”), команда Gluteus приступила к зимним тренировкам в бассейне и построению далеко идущих планов – в преддверии нового водно-спортивного сезона, весны/лета – 98. В результате долгих и бурных дебатов родилась следующая концепция – на майские праздники едем в Карпаты и проходим-таки многострадальный Прут, а потом, если – тьфу-тьфу-тьфу! :) - все получится как надо, то в июле отправляемся на Ону, знакомиться с неизведанным еще регионом – Западным Саяном.

Как известно, человек предполагает… А что толку? Вся положенная на пять лет вода вылилась в Карпатах (нам на радость :)) в прошлом сезоне, а нынче – ни тебе снега, ни воды…

  Отступление:Электронная почта в совокупности с прозаической телефонной сетью да в умелых руках - страшная сила, оберегающая туристов от напрасных затрат энергии и средств.
 

Так что Прут не состоялся; весенний поход переместился на Кавказ, и небольшая, но бойкая речка Аксаут оказала нам достойный и душевный прием. Но это все присказка, хотя собственно сказка начиналась как раз тогда – идеи так и носились в воздухе, обгоняя и расталкивая флюиды энтузиазма… :)

Отметим, что весной наша компания заметно разрослась, новые ее участники внесли заметное оживление в наши стройные ряды. В числе прочих в составе Gluteus’а впервые путешествовали Женя и Юля Летовы, которые собирались во время будущего отпуска посетить Женькиных родителей… Где бы Вы думали? Нет, не угадали, Абакан здесь совершенно не при чем. А собирались они в Бишкек.

Так вот, возвращались мы с Кавказа и двое суток в поезде шлифовали вполне сформировавшиеся саянские планы, одновременно искушая Летовых обольстительной идеей к нам присоединиться. Тут сказалось чье-то богатое воображение, не зацикленное на сложившемся стереотипе, и в воздухе повисла абсурдная на первый взгляд мысль – а почему бы НАМ не присоединиться к Летовым? Тем более, что первоначальный вариант как-то не складывался…

Вот она, сказка-то! Тут уже Юльча с Женькой начали искушать нас – там тепло и фрукты, каяки отправить можно сильно заранее и при этом лишнего за хранение не платить, и встретят нас там на машине, и заброску организовать помогут, и переночевать пустят… Да еще и на Иссык-Куле потом побывать можно… Рай земной, а не отпуск!

Оставалась одна проблема – найти в Киргизии реку с заброской из Бишкека (а не из Алма-Аты, как принято), да еще чтобы и нам по силам оказалась.

К решению этой задачи мы и приступили немедленно по возвращении. Вариантов нашему вниманию было предложено немало, и Чаткал среди них был не самым сложным… Однако, несмотря на свойственный нам оптимизм :), победило чувство меры, и рассмотренные маршруты были признаны чрезмерными для нашей сильно поредевшей группы (реально просматривалось 6-8 участников).

Наконец, в библиотеке турклуба были идентифицированы два независимых отчета по одной и той же связке рек – Чу и ее истоки. Одновременно (но опять независимо) аналогичную рекомендацию (вместе с ксерокопией отчета московской группы) выдал Валентин Юрин.

Так наши планы на большой поход обрели желанную конкретность, хотя и не совсем :) совпадающую с первоначальной. Помимо всего прочего, маршрут из летнего автоматически превратился в осенний; все имевшиеся в наличии отчеты характеризуют его как относящийся к пятой категории сложности (за счет давности отчетов – около 10 лет – можно надеяться на реальную 4-ую к.с. по ныне существующим расценкам :)).

Итак, на сей раз нас ждут немного-немало, а целых три реки, плавно перетекающих одна в другую – Кара-Куджур, Джоон-Арык и Чу.

Следующий, вполне закономерный, вопрос – кого же это “нас”?

В столь дальний путь отправилось всего семеро из 16 ездивших на Аксаут персонажей (первым указан руководитель, остальные анархически – для разнообразия :)):

Пустельников Олег На сей раз руководитель группы; по прозвищу по-прежнему Боцман (хотя какой он теперь Боцман?… :)); по-прежнему на каяке, вернувшись к большеобъемному “Торнадо” в силу печальной и суровой необходимости
Пустельникова Екатерина Ныне официальный летописец, расставшийся с альтернативным пером; по совместительству фотограф, питающий надежду справиться с явно завышенными :) требованиями капризного “Зенита”; она же Кошка и каякер (тот еще…) на “Циклоне”
Пасынков Евгений Эмпирически занявший должность начспаса (просто больше некому, а то разве бы ему доверили?!? :)); навечно изгнанный из #опских завхозов с занесением в учетную карточку, хотя и сохранивший намертво приклеившееся прозвище “Хвост” с краткой описательной характеристикой “зеленый и чешуйчатый”; каякер на “Циклоне”, изменивший своему нежно любимому игровому “Бласту” из общих соображений
Твердова Ольга Свежеиспеченный врач, получивший краткий курс медицинских познаний в туристическом приложении от всех доступных медиков (сведения эти зачастую противоречивы и являются чисто теоретическими, посему бытует стойкое мнение, что болеть вредно для здоровья :)); до сих пор не имеет прозвища (что есть явное упущение со стороны безответственных товарищей :)); ездит на “Циклоне” (пока даже в Лосево :))
Захаров Вячеслав Именуемый также Дядькой или еще Петровичем; среди нас самый старший и самый обстоятельный; ярко выраженной склонности к определенному виду деятельности не проявляет (скрывает, наверное :)), зато помогает всем и с удовольствием; судоводитель четвертого (и последнего) “Циклона”
Летов Евгений Капитан катамарана-двойки (безымянного туристского “верблюда” от фирмы “Тритон”); некогда турист-горник; знаток и ценитель местных троп и обычаев; гид и сказочник; по должности – ремонтник (как хранитель единственного судна, реально требующего ремонта :))
Летова Юлия Завхоз-виртуоз; оооооочень хозяйственная и ответственная; великий энтузиаст, чей вклад в подготовку этого похода приобрел воистину небывалые размеры; по совместительству – фотограф с небольшой (но чрезвычайно шустрой :)) широкоугольной “мыльницей”; состоит в экипаже катамарана
 

Обязанности видеооператоров на сей раз не распределялись по вполне понятным причинам – больше некому :). А учитывая, что видеокамер две, вопрос может стать достаточно острым – семеро участников, из них - двое на страховке, двое с видеокамерами, двое с фотоаппаратами… Что осталось на трубе? :) Особенно хорошо катамарану… :))

“Настал момент” (С), и мы идем на посадку. Планы воплощаются в жизнь, впереди нас ждут Бишкек, Женька, Юльча и Славка.


 
путешествие по рекам Кара-Куджур - Джоон-Арык

 

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz