Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

...Азиатские желтые реки,
Азиатские белые горы...
Раз увидел, так это навеки,
А забудешь – так это нескоро...
Азиатские пыльные тропы,
Азиатские старые люди...
И кусочек моей Европы
У пропеллера в белом блюде...

Ю. Визбор, “Азиатская песня”

Часть I. Кара-Куджур – Джоон-Арык


02.09.98 Дорога наверх, или Введение в географию

Приземлились мы в 2245 по московскому времени… Но в Бишкеке уже за полночь, следовательно, плавно перетекаем ко второму сентября.

Ночью в столице Киргизии холодно – всего-навсего 240С (а из Питера улетали – было целых 120С :)). Аэропорт изумительно пустой, за исключением горстки встречающих и на редкость абсурдного количества потенциальных извозчиков, клубящихся в тщетной надежде подхватить зазевавшегося пассажира. Складывается ощущение, что даже если бы каждый прибывающий возжелал бы (вдруг :)) продолжить свой путь на индивидуальном авто, то предложение все равно превысило бы спрос. Причем порой доходят до абсурда – предлагают такси, ты честно отвечаешь, мол, не надо, нас встречают, тогда спешат заручиться хотя бы принципиальным согласием – ну, а если не встретят, тогда точно поедем? :) Наши встречающие слегка задержались, вот таксисты-то возрадовались! А зря. И тут не обошлось без прикола – поехали, говорят, чего ждать-то, ну поехали! Мы стойко упираемся – нет, будем ждать, ибо даже адреса не знаем. Ничего, утешают, найдем, в милицию :) заедем, там по фамилии и адрес, и телефон, все будет! В общем, все для Вас, только поехали, сервис на уровне.

В очередной раз наблюдали синдром “мокрой гидрахи”, оказывающей непередаваемое воздействие на официальных представителей любых служб. Созерцая полупрозрачный в рентгеновских лучах Хвостов рюкзак, таможенник углядел в нем что-то трудно определимое, похожее, по его словам, на “батарею парового отопления” :). На последовавший вполне закономерный вопрос “что это у Вас ТАМ?” Женька внятно ответить не смог – несмотря на абсолютную уверенность в отсутствии в рюкзаке батареи, фантазия не подсказывала ему ничего, на оный предмет похожего… Тогда – естественно – владельцу сомнительного груза предложили рюкзак распаковать и таинственный агрегат предъявить… Хвост, спешно соображая, что противозаконного может внезапно обнаружиться, сделал честные глаза, открыл саквояж и непринужденно выложил на стойку таможни две каски… После чего нам порекомендовали собрать барахло обратно и удалиться…

Арбузы, абрикосы и персики завершили начальный этап нашего путешествия.

А в 1330 уже прибыл заранее заказанный автобус “ПАЗ”, погрузка в который пяти полиэтиленовых каяков, упакованного катамарана и собственно туристов в количестве семи штук не вызвала ни малейших затруднений – еще бы, при нашем-то опыте, что нам 5 лодок после 10-ти! :)

Юльча за время своего пребывания в Бишкеке навела телефонные контакты на местных водников, которые весьма заинтересовались нашими проектами.

В целях личного знакомства к моменту нашего отправления прибыл руководитель компании “Тянь-Шань Рафт” Александр Кандауров. Он выразил свои сомнения в целесообразности сплава по Кара-Куджуру, а отчасти и по Джоон-Арыку; с его точки зрения и воды, и интереса в таком путешествии нет никакого. Сам Александр в настоящее время занимается организацией коммерческого сплава по Боомскому ущелью на реке Чу (фактически единственному серьезному препятствию на Чу); средствами сплава ему служат катамараны, которые теоретически считаются четверками, а фактически (при установке дополнительных сидений на баллоны и раму) вывозят на себе до 25 (:0) человек. Безусловно, такое судно применительно к истокам Чу не котируется (поскольку, видимо, вполне способно служить там мостом :)).

Александра разбирало такое любопытство по части наших средств и способов сплава, равно как и снаряжения в целом, что он попытался назначить нам встречу в самом начале Боомского ущелья, желая собственными глазами увидеть столь оригинальное мероприятие :). Говорят, каякеры здесь большая редкость, а заезжие группы, соблазненные изысканной красотой местных пейзажей, в большинстве своем пользуются теми же большеобъемными катамаранами.

Около половины третьего мы, наконец, отправились.

Путь наш пролегал через Чуйскую долину (где и расположен город Бишкек), затем через Боомское ущелье в Иссык-Кульскую котловину, по краю поселка Балыкчи (бывшее Рыбачье) и далее по трассе на Нарын вдоль Чу, вокруг Орто-Токойского водохранилища, по объездной дороге поселка Кочкор, вверх вдоль Джоон-Арыка и Кара-Куджура…

В черте Чуйской долины Чу являет наблюдателю типичный пример горной реки, спустившейся-таки с гор – медленное и плавное течение, редкие галечные отмели и многочисленные купальщики, прибывающие на автомобилях:

  "...И вскоре ущелье меня приведет
В долину, где речка лениво течет,
И вечером в ней
Купают коней,
И рыба на зорьке клюет..."
 

Перед самым входом в Боомское ущелье расположено местечко Холодные Ключи – точка концентрации коммерческой деятельности на трассе, – по обе стороны шоссе вытянуты длинные ряды юрт, украшенных разнообразными вывесками. Наиболее понятным для нас оказалось краткое и скромное :) название “Тянь-Шань”; это заведение мы и посетили в поисках горячего чая. Первый предмет, привлекающий взгляд входящего – грандиозный вентилятор, лениво помахивающий крыльями в центре потолка. Вполне европейский :) вид имела также и стойка; все остальная обстановка примерно соответствовала нашему представлению о местном колорите :). Горячий чай по имевшей место сухой жаре на удивление способствовал поднятию нашего боевого духа и созданию отпускного настроения. А вот шашлыки были признаны ненастоящими (внезапно обнаружившимися среди нас знатоками - гурманами :)).

Пейзаж радикально меняется по мере приближения к ущелью – горы подступают все ближе, а вскоре и вплотную прижимаются к реке и идущей по-над ней дороге; уклон русла Чу увеличивается, появляются обливные камни и заметные даже с трассы водные турбулентности.

Ситуация еще больше обостряется после входа в Боомское ущелье – единственном наземном пути в Иссык-Кульскую котловину. Дорога в ущелье идет по крутому берегу реки, то удаляясь, то приближаясь к воде – по вертикали :); скорость движения автотранспорта заботливо ограничена предусмотрительными работниками ГАИ по всему протяжению ущелья.

Где-то в нижней трети Боома в Чу впадает Чонг-Кемин, но его устья мы не заметили, наверно, смотрели в другую сторону :), благо, есть на что посмотреть.

После выхода из ущелья есть два способа продолжить путь – “старая” и “новая” трассы на Нарын.

При следовании по “новой” дороге срезается изрядный кусок пути, кроме того, так можно миновать контрольный пункт на въезде в заповедник Иссык-Кульской котловины (где, кстати, за проезд берут деньги… немного, но все-таки… :)). Но трасса эта идет по горному серпантину, осложненному затяжными подъемами, и по ней принципиально запрещен проезд общественного транспорта (читай – автобусов :)), да и сами водители отнюдь не приходят в восторг от идеи опробовать нехоженные тропы, имея на борту энное количество полубезумных (по их мнению) пассажиров…

Краем минуя Рыбачье, приложили максимум усилий, чтобы разглядеть хоть кусочек Иссык-Куля, чьи синие-синие воды не перепутаешь ни с каким иным окрестным водоемом. Немного мы до заветного озера не доехали, а жаль!

Дальше дорога от Рыбачьего проходит по правому берегу Чу к Орто-Токойскому водохранилищу, служащему искусственным регулятором уровня воды в Чу и весьма радующему глаз туриста, но крайне огорчающему экипажи катамаранов – ну не любят они по гладкой воде ползать (с чего бы это? :)).

Поднимаясь еще выше, вдоль Джоон-Арыка и Кара-Куджура, можно осуществить вполне подробный “предварительный просмотр” будущих участков сплава; сверху, правда, все выглядит излишне оптимистично :).

Заброска оказалась несколько дольше, чем предполагали и мы, и водители – поселок Сары-Булак, в котором мы свернули с Нарынской трассы, проезжали уже в сумерках.

Забираться далеко вверх по Кара-Куджуру мы сочли не рентабельным – воды по осеннему времени немного, и в целях сохранности катамарана было решено ограничиться небольшим (по протяженности :)) отрезком, начав сплав немногим выше второго по счету (снизу, вот только откуда?.. :)) автомобильного моста.

Место под лагерь выбирали уже в темноте, при помощи фонарей и фар автобуса.

Свет луны здесь настолько ярок, что позволяет легко обходиться без искусственного освещения – до тех пор, пока луна не скрывается за ближайшей горкой – тогда на землю падают резко очерченные, практически черные тени. Но и к ним глаз быстро привыкает… :)


03.09.98 Первые приключения, или Тюлекский каскад

Первая сборка-паковка превратилась в абсолютный балаган (как, впрочем, и всегда :)), но в результате была-таки успешно завершена – опять же как всегда и ко всеобщему непомерному удивлению (куда в столь малые лодки могла поместиться столь огромная куча всевозможного барахла)…

Параллельно наступил полный гастрономический разврат – сожрать (пардон, но более мягкие термины в данном случае совершенно неуместны… :)) все имеющиеся в наличии фрукты мы так и не сумели; хорошо охлажденный в бегущей с ледников воде 10-ти килограммовый арбуз более чем удовлетворил наши пока еще скромные запросы. Оставшиеся запасы пришлось в принудительном порядке погрузить на катамаран, который незамедлительно погрузился в воду “по самые полбаллоны”…

Степень воцарившегося обжорства и всеобщего пузогрейства наглядно демонстрирует ставшая знаменательной Оленькина фраза – когда за завтраком дежурные предложили участникам еще и кофе, Оля вполне серьезно поинтересовалась: “А сливки есть?”. На что ей деликатно намекнули, что оставшиеся от самолетного пайка сухие сливки сложены как раз в ее собственный саквояж; тут Оля разочарованно, хотя и справедливо заметила: “Так за ними еще идти надо…”.

Пока собирались-паковались-увязывались, на воду сползли уже часам к трем дня, имея намерение честно идти вперед до пяти, а затем искать место под новую стоянку. На ближайшем участке реки ничего особо колоритного не намечалось, только где-то вдалеке маячил тюлекский каскад порогов (располагающийся непосредственно перед слиянием Кара-Куджура с Тюлеком, с чего и начинается Джоон-Арык), в каковой мы в первый день совсем даже и не собирались... (Ох уж этот ориентир “перед чем-то”! Сколько добрых мгновений он уже нам доставил! А сколько еще впереди... :))

Первые километры пути казались издалека на редкость плоским плесом, а на поверку оказались идеальным разгонным участком – мелкие валики постепенно увеличивались, локальные камушки занимали все больший процент русла, образованные же ими “бочечки” становились все шире и веселей. В одну такую радость Кошка ненароком приехала лагом, так удаляться пришлось на весьма глубокой опоре – легкое приключение из сериала “не зевай!” :).

В верхнем своем течении река довольно мелкая и сравнительно узкая; на поворотах, где струя, как известно, нежно прижимается к внешнему берегу и норовит спровадить туда же несомый груз, именно с этого берега и свешиваются к воде кусты (преимущественно облепиховые, соответственно, колючие и для общения совершенно неподходящие).

Ехали мы, ехали, периодически запуская Хвоста вперед для активизации процесса видеосъемки на воде, изредка поддувая слегка :) перегруженный арбузами катамаран, как вдруг… :) попали прямиком в объятия вышеупомянутого тюлекского каскада... Причем незадолго до того начспас-Женька невоспитанно ткнул пальцем в очередной приближающийся поворот русла, за которым по левому берегу уже виднелись поднимающиеся прямо из воды крутые скальные выходы, и глумливо-задумчиво задал в воздух риторический вопрос: “А это не может ли быть вход в каскад?..”.

  "... Писарь крикнул: "Свободу печати!..",
Но народ его не поддержал..."
 

“Возможно,” – уклончиво ответили ему, и отправились дальше. Вход – не вход, но на вестибюль оказалось похоже – как-то очень сразу выросли уклон и плотность обливных камней в русле, траектория движения стала Уже и извилистей... Просматривать такие места почти бесполезно, но хоть как-то утешает...

Согласно имевшейся лоции, пороги на маршруте не именные, а нумерованные, с добавлением своеобразного индекса сложности порога; отдельные их последовательности объединены в каскады. В первом на маршруте тюлекском каскаде числятся три порога катерогии “С” (проходимы с ходу сложным маневром или плохо просматриваются с воды), два порога категории “Т” (требующие просмотра) и один порог наиболее сложной из предложенных нашему вниманию категории “ТТ” (требующие обязательного просмотра и нижней страховки). Так вот, весь этот ассортимент мы пролетели с ходу; можно себе представить наш восторг! :)

Но – увы! – не обошлось и без потерь... Где-то в середине Славка навернулся и, вставая, вывихнул руку в плечевом суставе :(. Несмотря на полученную травму, решительный каякер сумел не только самоспасом добраться до берега, но и вытащить за собой свой каяк – благо, река едва ли может похвастаться большой шириной. Вывих плеча ликвидировался на месте; слинявшее весло чуть ниже выудил Хвост.

Настроение несколько улучшил Хвост, два раза подряд кильнувшийся – к всеобщему веселью – на одном и том же (ровном :)) месте (раз на штатном каяке, другой – на Славкином, перегоняемом к места чалки). Его первый оверкиль изрядно перепугал Оленьку, у которой сразу разыгралось воображение по поводу подкарауливающего ее кошмарика. Опасениям ее не суждено было сбыться; и во второй раз (вместо нее :)) упал все тот же многострадальный Женька, несказанно этим фактом удивленный :)... Думаю, нет надобности уточнять, что все Хвостовы оверкили были быстро и самодостаточно ликвидированы посредством эскимосского переворота...

Независимо от случившегося с Дядькой, катамаран пробил баллон и сломал одну из частей конструкции рамы, вследствие чего арбузовоз приобрел крайне грустный вид. Именно вожделенные фрукты, увеличивавшие своей массой осадку ката до небывалой величины, были единогласно признаны причиной аварии, за что и были съедены на месте. Женька Летов впоследствии повеселил нас признанием, что все время прохождения каскада подсознательно ждал, когда же наконец один из обливняков войдет в контакт с одним из арбузов, и насколько смачный треск будет сопровождать момент стыковки... :)

Автоматически образовалась стоянка – на пологом, заросшем высокой травой правом берегу.

Вечером нами была замечена автомашина с прицепом, самым недвусмысленным образом приближавшаяся к нам со стороны поселка прямо по травянистому полю; в кузове с удобствами расположились несколько аборигенов. Не успели мы забеспокоиться, как оказалось, что наш лагерь непринужденно расположился на малозаметной колее, по которой местные обитатели ездят к реке за сеном...


04.09.98 Перегон между каскадами, или Особенности #опской чалки

Накануне мы миновали поселок Сары-Булак, откуда к нам начали являться исключительно мирные гости, с удовольствием принимавшие скромное угощение в виде чая с печеньем (специалист по связям с общественностью Женька Летов отмечает, что иначе неприлично). Имеют место заметные языковые проблемы – у нас с киргизским вообще беда, и русский диалект местных жителей мы тоже не всегда понимаем. Но договориться тем не менее можно, было бы желание...

В целях предупреждения еще одного марш-броска по сильно пересеченному руслу группа энтузиастов в лице Боцмана, Юльчи и Кошки направила свои стопы вниз по течению в поисках устья Тюлека, во-первых, и начала очередных порогов – во-вторых. Проползав некоторое время по колючим зарослям облепихи, мы нашли место слияния Кара-Куджура с Тюлеком, но до начала первого каскада Джоон-Арыка так и не добрались, хотя и прошли изрядное расстояние.

Такого рода предварительные просмотры вошли в моду еще весной на Кавказе – вместо того, чтобы болтаться по берегам в гидрокостюме и сбивать ноги в тонких сплавных тапочках, устраивается полудневка (или даже полная дневка, в зависимости от обстоятельств), и наиболее оптимистично настроенная часть личного состава (кому силу девать некуда :)) отправляется вперед в разведку, и по возвращении рассказывает отдыхающим в лагере ленивцам фантазийные кошмарики с жуткими подробностями и весьма приблизительными ориентирами :).

Водно-спортивные приключения дня начались (и завершились :)) героическим преодолением Хвостом того особо поганого места, где ему довелось уже неоднократно поваляться. Под бдительным оком видеокамеры наш герой собрал все свое мужество :) и устоял-таки, хотя и слегка покачнувшись (на том же камне и на тот же борт :)).

Вдохновленная столь ярким и беспрецедентным примером, группа продолжила прохождение маршрута.

Весьма незначительный пройденный участок оказался абсолютно плоским плесом, местами разделенным на узкие и мелкие протоки, но нигде не имеющим сколько-нибудь заметного уклона. Ни одного препятствия замечено не было, а главной головоломкой дня стала остановка перед :) входом в очередной каскад порогов в целях предохранения Славкиных конечностей от повторных повреждений.

В каньон мы не влетели, выполнив тем самым поставленную задачу, но глобальная цель тем не менее достигнута не была – при крайне бестолковой чалке в крайне неудобном месте (на повороте, на внешний травянистый берег, с завалом поперек струи в конце) Славка с Олегом разошлись во мнениях по части эффективности торможения :), вследствие чего схваченный за лопасть весла Дядька перевернулся и заработал повторный вывих :(, незамедлительно вправленный совместными усилиями Боцмана и Хвоста, что, хотя и улучшило текущую ситуацию, но незначительно нейтрализовало ее последствия... Будучи заранее просвещенными предусмотрительным доктором-Адмиралом по поводу неприятностей, подстерегающих каякера с хроническим подвывихом плеча, решили предоставить пострадавшему доступный покой; на следующий день организовать дневку, и (видимо) предложить Славе обнести первый каскад.

Еще одной жертвой чалки стал Женька Летов. Катамаран наш судно неторопливое, быстро поворачиваться не любит, а потому – устремилось оно по направлению к завалу с подозрительной целеустремленностью. Брошенный с берега спасконец, призванный стимулировать процесс чалки, был Женькой пойман и зачем-то брошен обратно, что было бы еще полбеды. Но в середине образовавшейся петли неведомым образом оказалась Женькина шея… Вследствие чего случилось нежданное, но предсказуемое падение гребца, предпочитающего свободный приток свежего воздуха сухим штанам, с катамарана. Упущенное во время сего инцидента весло Боцман долго и упорно вытаскивал потом из-под притопленных кустов неизменной облепихи…

Ходовой день получился коротким и весьма необременительным, и сил у нас осталось в избытке. Поэтому было предложено радикально изменить карму :), отправившись обедать вверх по склону. Установив лагерь, мы собрали полагающийся по штату перекус (изрядно обогатив его заначенной с ужина тушенкой) и горелку в самый маленький из имевшихся рюкзаков и под руководством горного туриста Женьки Летова отправились осваивать вертикальное направление. Горники из нас никакие, но поползали мы с удовольствием, аппетит, опять же, нагуляли (вот ведь нашли проблему... :)).

Ввиду наметившейся дневки состоялись первые большие посиделки, характерной особенностью которых стало то, что признанный командный Орфей по причине травмы к гитаре допущен не был, а все его попытки прорваться силой и хитростью к вожделенному инструменту стойко пресекались недвусмысленной угрозой: “Сиди, а то примотаем!” (имелось в виду изначальное намерение обездвижить поврежденное место посредством эластичного бинта)...

С филологическими изысками нынче туго – не сезон, за отсутствием признанных авторитетов в этой области (То и Пашца), - так что изящные искусства чахнут прямо на глазах, пробавляясь тщетными потугами жалких любителей...

Выявилась прямо беда какая-то – летопись патологически отстает от жизни – аж на сутки (на самом-то деле уже вечер 5-го сентября :))... И никак не получается восстановить равновесие, несмотря на энтузиазм сочинителя... Всего-то десять минут девятого, а уже напрочь темно, и фонарик страшно жалко... Точнее, его батарейки... Вот и Боцман ругается – ему тоже батареек жалко... Облом, в общем... :)


05.09.98 Просмотр первого каскада и местный колорит, или “Любопытство – не порок”

Полноценная дневка... Встали поздно... По местным меркам...:) Ибо к десяти часам утра находиться в палатке становится слегка обременительно и очень хочется дышать… Правда, здесь и спать разбредаемся относительно рано – с начала темноты успеваем и усидеться, и наобщаться.

На ишаке прибыла местная жительница и привезла нам местного масла – этакого переходного звена между маслом и сметаной. Завтракали мы в тени единственного на всю округу мало-мальски высокого не то дерева, не то куста… Разврат продолжается… Вот только арбузы почему-то кончились… Зато аборигены к вечеру за молоком звали… Славка, к сожалению, забыл уточнить – за каким, а то ведь здесь одинаково популярны и коровы, и козы, и овцы… И вся эта братия с завидным постоянством болтается вокруг палаток – так уж получилось, что мы разбили лагерь на выгоне. Но хозяева не возражают.

Чисто для порядка оставив ленивого Хвоста в лагере караульным, отправились просматривать первый каскад.

Поскольку Слава у нас признан на ближайшие дни недееспособным, то параллельно с просмотром изучался вопрос об организации прохождения в целом, а именно – прорабатывались вопросы транспортировки Дядькиного каяка.

Предполагалось, что до начала каскада еще по меньшей мере 2 перегона, разделенных порогом категории “С”; однако предположения оказались сугубо теоретическими, а практически – упомянутый порог нашелся сразу за поворотом, а непосредственно за ним начался искомый набор препятствий.

Увиденное нас вдохновило; некоторых – даже чересчур… :)

Относительно простой первый участок до пешеходного моста со средней скоростью течения и умеренным количеством обливняков и “бочек” представляет собой задачу разве что для катамарана, одновременно предоставляя желающим все возможности для разминки.

После моста русло сужается, уклон увеличивается вплоть до трех больших (и даже очень) и издалека заметных камней, расположенных в шахматном порядке и вызывающих устойчивую ассоциацию с чемоданами; количество и среднестатистические размеры обливных камней также резко возрастают.

Далее на крутом левом повороте начинается самый сложный порог каскада – “Луза”; первая его часть – серия сливов на прямом участке с крутым уклоном сразу за поворотом; значительного размера “бочки” (как прямые, так и косые) сравнительно легко пробиваются на груженых каяках за счет большой скорости течения; линия движения предполагается по главной струе.

После этой “горки” уклон заметно уменьшается, русло, расширяясь, поворачивает вправо; левый (внешний) берег непосредственно на повороте представляет собой почти отвесную скалу. Создается впечатление, что перед нами прижим с потенциально возможными карманами; скорость течения под скалой много меньше, чем на прилегающих участках.

Ниже – еще одна “горка” с сильным течением и хаотически расположенными обливными камнями, имеющая согласно лоции категорию “ТТ” (равно как и “Луза”), но безымянная. С берега, однако, смотрится выходной шиверой “Лузы”; приписываемая ей сложность (на первый взгляд :)) кажется несоответствующей…

Затем уклон уменьшается, скалы удаляются от реки на почтительное расстояние, и каскад завершается длинной, но несложной выходной шиверой.

В качестве результата от проведенного с пользой дня сложилось суммарное впечатление, что наибольшие проблемы на просмотренном участке может вызвать первая “горка” “Лузы” - наиболее узкий участок, с наибольшим уклоном, мощными и многочисленными водными структурами.

Выбрав место для следующей стоянки, мы повернули обратно.

Вернувшись в лагерь, Хвоста мы застали в состоянии легкой прострации – оказалось, он провел день, гоняя по поляне пришлых куриц... Достали, говорит, своим кудахтаньем, палатки, опять же, загадить порывались… :)

Ближе к вечеру прибыл на ишаке абориген и начал настойчиво зазывать нас в гости. Любопытство одолело Хвоста и Боцмана; Оленька зазевалась и была уведена тоже. Остальные откровенно испугались за свои неприспособленные желудки, особенно после того, как Женька Летов провел краткий инструктаж на тему “желательно пробовать все, что предлагают”. Такая перспектива способна ввергнуть в легкую панику всякого, не относящего себя к всеядным, индивидуума. Так что отправились они втроем…

И дальнейшее развитие событий может быть описано только со слов очевидцев. Гостей пригласили зайти в юрту, и первой туда просочилась Оленька. Увидев внутри нечто, описанное Боцманом как подобие коленкоровой больничной кушетки, она преспокойно использовала предмет по назначению – усевшись; но – о ужас! – вокруг центра композиции хозяева вдруг начали расставлять такие мааааленькие табуреточки, что неизбежно наводило на мысли о не совсем адекватном применении табуретки побольше…:) После перемещения Оленьки на подобающее место гостей угостили айраном (разновидностью простокваши), картошкой со специями и еще чем-то неизвестным, обилием чая с молоком. На базу эти деятели вернулись совершенно, непристойно обожравшиеся и от ужина наотрез отказались… Юльча полагает, что им еще повезло – чай с салом им не предлагали… :)

Остававшимся в лагере достались еще теплое молоко, сметана и энное количество баек про жизнь местных жителей.


06.09.98 Первый каскад – прохождение, или Приключения продолжаются!

Наутро Боцман с Хвостом были вторично званы на чай; с ними отправился и Славка, чье любопытство не позволило ему повторно остаться в стороне от мероприятия. Участники-домоседы скромно позавтракали остатками невостребованного накануне (по понятным причинам :)) ужина.

Утренние сборы слегка затянулись – господа Летовы решили первый каскад своим вниманием не удостоить, и катамаран упаковывался на новый лад. Часть груза должна была плавно переместится на новое место жительства на спинах пешеходящих участников, в то время как еще двумя рюкзаками предстояло уравновесить Хвоста относительно Боцмана :), собравшихся якобы в целях экономии сил и времени перегнать кат по воде. На самом-то деле всем известно, что им просто захотелось покататься на этом странном сооружении! :)

Первоначально предполагалось, что Славкин “Циклон” будет перегонять все тот же Хвост. Однако до пешеходного моста – места первой контрольной чалки – идти (пешком :)) больше двадцати минут; и трижды (с учетом катамарана) болтаться туда-сюда Женьке показалось обременительно. Поэтому на начальном перегоне дважды сплавлялась Кошка – первый раз в штатной компании каякеров (Боцмана, Хвоста и Оли), второй – в сопровождении ката под управлением все тех же вездесущих мастеров на все руки (и вёсла :)) – Хвоста и Боцмана. Причем разница в скорости каяка и катамарана в условиях Джоон-Арыка настолько велика, что Кошка прибыла к ожидающей компании намного раньше своего сопровождения…

Страховка (в лице Жени Летова со спасконцом) и фото-видеосъемка переместились к большим “чемоданам”; Олег с Женькой начали свое прохождение ключевого участка первого каскада. Преодолев первый отрезок, они совершили две промежуточные чалки (дабы “группа сопровождения” могла вовремя перебраться ниже) и устремились собственно в “Лузу”. Прохождение их увенчалось успехом; а вот вывезенное ими оттуда мнение оказалось для нас с Оленькой несколько неожиданным – основные проблемы волшебным образом переместились из “Лузы” к “чемоданам”, где имеет место откровенный негабарит, вследствие чего в некоторые из “бочек” каяк приходит полулагом, а при неудачном стечении обстоятельств и попросту ж… ээээ… кормой, что не всегда доставляет удовольствие каякеру.

Следующий заход включал в себя неизменного Хвоста (в качестве ведущего на Славкином каяке), Олю и Кошку (к которым с некоторых пор приклеилось прозвище “Кошки-близняшки” - издалека на воде, говорят, трудно различать, из-за похожего по сочетанию цветов снаряжения). Участок с “чемоданами” затруднений не вызвал (что само по себе странно, но может быть объяснено разницей в длине “Торнадо” и “Циклонов”); слегка вздохнув, мы двинулись дальше. Кошка шла в связке третьей; глаза ее открывались все шире и шире по мере того, как каски идущих впереди скрывались в пене “бочек”; в какой-то (не самый лучший) момент вместо Оленьки обнаружилось днище ее каяка (непосредственно перед прижимом, которого, собственно, не оказалось…).

На сравнительно спокойном участке (там, где – по идее :) - как раз и должен был быть прижим), Оля героически пыталась вернуть каяк в правильное положение; успехом увенчалась лишь третья ее попытка.

Непосредственно после завершения ее вставания мы обнаружили Олега в суводи под правым берегом и попытались к нему присоединиться. Но эта затея Боцману почему-то не понравилась, и он в недвусмысленных выражениях порекомендовал нам продолжать путь. Совету этому мы последовали с явным удовольствием, инициатор присоединился к нашей компании замыкающим.

Вот тут-то и началось самое интересное. Вследствие Оленькиных “эскимосов” и наших общих маневров по заходу в суводь, в “веселую горку” (на деле вполне соответствующую присвоенной ей ТТ-категории) первой влетела именно Оля. За ней устремился Хвост, тщетно пытавшийся восстановить свой статус ведущего и потому плотно заполнявший собой все оставшиеся дыры. Кошка проходила участок, не глядя, поскольку все видимое впереди составляли “Циклоны” и их всадники, и все встречные “бочки” оказывались для нее более или менее приятными сюрпризами, усугубляемыми неумолимо надвигающимся сзади Боцманом :).

К сожалению, никто не ожидал такого нашествия, и обвал плотной кучки каякеров с выпученными глазами оказался незапечатленным. А смотреться должно было совсем недурственно (исходя из личных впечатлений)… Хвост упорно настаивает на необходимости упоминании того факта, что Кошка, добравшись до конца “горки”, охарактеризовала ситуацию с использованием ненормативной лексики… Все остальные (лично, впрочем, не присутствовавшие – Оленька и Боцман зачалились чуть выше) склонны считать Женькины инсинуации беспочвенными…

Чуть позже Хвост в более спокойной обстановке :) повторил прохождение последнего порога на ранее позабытом в суводи “Циклоне”.

Завершающим аккордом стало прохождение каскада катамараном, из которого Боцман вынес теорию команд для этой экстравагантной конструкции. Согласно данной теории, для управления требуются ровно два слова - “Держи!” (подразумевается - корму) и “Греби!” (подразумевается - вперед) :). Правда, действует сие логическое построение только в узкоспециальном случае комплектации экипажа из двух каякеров. :)

После достижения намеченной стоянки нам еще предстояло решить небезызвестную задачу по доставке “волка, козы и капусты” на другой берег. Исходные данные – 5 каяков, слегка груженый катамаран и 7 участников (из них один пассивный) находятся на правом берегу, в то время как предпочли бы находиться на левом… Все желающие могут поискать решение, “близкое к оптимальному”… :)

Утомились мы все безмерно, в том числе и те, кто в сплаве не участвовал – описанная выше тактически нетривиальная реализация потребовала от них немалых сил, поскольку набегали операторы и страхующий вдоль каскада (в разные стороны :)) много больше его длины… Не говоря уже о перманентных спусках/подъемах по булыжникам, кустам и осыпям…

По итогам дня было решено повторить операцию прохождения применительно ко второму каскаду – начиная с дневки и глобального просмотра…


07.09.99 Просмотр второго каскада, или “Луза – просто плес!” (С) Оленька

Итак, повторяем! Вновь дневка, и поставлена конкретная цель – основательная прогулка вдоль второго каскада на Джоон-Арыке.

Оказалось, что мы опять встали на стоянку чрезвычайно удачно – на последнее доступное место перед началом каскада.

Но случилась незадача – левый берег над порогом оказался непроходим, представляя собой сомнительное сочетание скал и осыпей; и наше стремление отгородиться рекой от дороги привело-таки к необходимости организовывать переправу (в аналогичной ситуации на предыдущем просмотре нам очень кстати подвернулся мост). Подобного прецедента в нашей практике еще не бывало; получилось очень весело, Юльче, правда, не понравилось…:)

В рамках просмотра был пройден участок, захватывающий аж два дня будущего сплава, в середине которого (с точки зрения сложности) наметилось пригодное для стоянки место (небольшой луг на левом берегу, как раз у первого пешеходного моста).

Вообще, с мостами явная неувязка – в лоции указаны четыре, а нашлось всего два… Либо искомые сооружения затерялись где-то впереди, либо за десять лет их количество сократилось вдвое… :)

Долгие странствия и ползания по кустам позволили нам получить вполне адекватное представление о грядущей связке порогов, считающейся самой сложной не только на реке, но и на всем маршруте (утверждение, само по себе сомнительное – ибо есть ощущение, что Боомское ущелье так и подкарауливает излишне жизнерадостных туристов! :))

Непосредственно от лагеря начинался слегка журчащий плес, журчание его постепенно нарастало :), и за правым поворотом после галечного островка он превратился уже во вполне полноценную “бочковитую” шиверу с возросшей скоростью течения. Некоторое время спустя наше внимание привлекла характерная скала на левом берегу (перед ней линия ЛЭП переходит на правый берег). Отсюда начинается первый сложный порог второго каскада – “Стадо бегемотов”. Напротив скалы под правым берегом – удобная суводь, равно как и перед скалой слева. Но просмотр только по правому берегу…

По имевшемуся уровню воды “Стадо бегемотов” представляет собой полный непроход для катамарана ввиду абсолютного негабарита вне зависимости от ловкости экипажа :). Его начало – полноводная широкая каменистая горка с крутым уклоном; камни на ней располагаются хаотически, и главная струя бьет в наиболее паскудные их них.

Ниже русло разделяется на две протоки, правая из которых очень узка (даже для каяка) и обильно поросла кустами (напомним: облепиха - очень колючий и недружелюбный представитель местной флоры :)). А вот чтобы попасть в нужную протоку, требуется вовремя вписаться в “совмещенный санузел” - поворот с вынужденной эквилибристикой на мелких, но многочисленных камнях во внезапно обмелевшем потоке. Следующий участок скрыт от находящихся на правом берегу потенциально восторженных зрителей островом, поросшим высокой и на удивление непрозрачной травой.

Еще ниже правая протока еще раз делится на два рукава, левый из коих сливается с основным руслом – за счет чего поток вновь набирает потерянные силы, с которыми и прибывает в завершающий слив порога, невзирая на встречные коллизии с неизбежными обливными камнями…

Все вместе производит неблагоприятное впечатление даже на обладателей полиэтиленовых каяков – ввиду отсутствия у них полиэтиленовых голов и прочих более или менее важных частей организма :).

Вырвавшаяся из объятий бегемотов река какое-то время еще слегка подпрыгивает, успокаиваясь; затем совершает крутой левый вираж, внешняя сторона которого – исключительно для разнообразия – непроходима. Вплоть до горизонтальной опоры ЛЭП (служащей пешеходным мостом :)) ничего примечательного более не наблюдается; длинная полноводная шивера аккуратно приносит суда к удобной стоянке на левом берегу.

Опоры ЛЭП служат неплохими ориентирами, особенно в местах, где линия пересекает реку, главное – не запутаться в их количестве… :) Очередная вертикальная :) опора стоит у самого моста, а вот от следующей за ней ситуация в каскаде обостряется – сужение русла с одновременным возрастанием уклона знаменуют собой начало очередного порога категории “ТТ”.

Серия сливов средней мощности делает легкую передышку перед левым поворотом, на котором и за которым мощность реки достигает впечатляющих размеров, особенно в сочетании со здоровенными скальными “троллейбусами” (по меткому выражению Хвоста) и менее значимыми препятствиями (преимущественно – “бочками” различной конфигурации). Изумительно неприятное место!.. Просмотреть его удобнее всего с дороги, зачалившись на правый берег за небольшой галечной отмелью (по большой воде отмели, правда, может ведь и не оказаться… ;)) Обносить тоже лучше по дороге… :) Там дальше на правом берегу произрастают одинокие кусты (выделяющиеся своими размерами на среднестатистическом местном уровне), так вот как раз за ними – большие удобные суводи (как для промежуточной чалки при прохождении, так и для старта после обноса кульминационного момента).

Следующий участок характеризуется прямым порогом чуть меньшей сложности, но тоже весьма увлекательным. Особого упоминания заслуживает очень мощная, очень большая и очень косая “бочка” в нижней его трети; выделяясь своей конфигурацией и столь редким для тянь-шаньской воды обилием пены среди окружающих ее структур, “бочка” эта вызывает непреодолимое желание попытаться объехать ее по укромной канализации под левым берегом…

На правом повороте вскоре обнаруживается “продолжение банкета” – длинный крутой слив с небольшим прижимом влево, косыми валами и “бочками”, стиснутый с обеих сторон щеками скал. Сам по себе он, вероятно, не так страшен (как я вам тут его малюю… :)), но, будучи окружен далекими от плесов участками, вызывает невольное уважение (подкрепленное острым нежеланием прибыть туда отдельно от каяка).

Добрая выходная шивера не гарантирует участникам сплава надежной чалки, особенно для четырех каяков одновременно, вплоть до желтой, нависающей над водой скалы на левом берегу. Напротив скалы, опять же под сенью кустов, привлекательное место для чалки, обладающее всего одним, зато существенным недостатком – струя, все еще не потерявшая скорости, увлекает инородные объекты в прижим к упомянутой скале…

Вплоть до очередного – второго по счету в каскаде – пешеходного моста продолжается неизменная шивера типа “лестница” – участки с бОльшим и меньшим уклоном попеременно чередуются, но хаотическими наборами из камней и “бочек” оснащены примерно одинаково…

Значительного размера полка слева с противоположного :) берега смотрится вполне пригодной для стоянки…

Просмотрев препятствия на два дня вперед :) и основательно перекусив, мы повернули обратно. Была предпринята попытка подъехать до лагеря на одной из попутных машин, но тщетно. То ли нас слишком много (воспользовавшись изолированностью от дороги и отсутствием признаков оседлой жизни вокруг лагеря, мы не оставили дежурных – для эксперимента), то ли подъем слишком крут для беспричинных :) остановок – но пришлось и весь обратный путь проделать своими ногами (согласно лоции, длина второго каскада 9 километров; мы в своих изысканиях добрались не до конца; но все же…:))

Вечером у костра состоялся митинг, посвященный обсуждению грядущих событий. Признанное явным катамаранным негабаритом “Стадо бегемотов” вызвало ряд сомнений и у каякеров, и основным поводом стало сомнительное удовольствие от езды задом по камням с повышенной вероятностью прокатиться по ним же собственной физиономией… Оленьке настолько не понравилось увиденное за день, что она потрясла нас своим беспрецедентным заключением, до сих пор служащим поводом для словесной пачкотни: “По сравнению с ЭТИМ “Луза” – просто плес!” :)

К слову заметить, костры здесь питаются сухими ветками кустарников, для заготовки которых нам не потребовалось ни пилы, ни топора – “дичь едят руками!” (С) :).

Еще к слову. Дорога почти везде идет по-над рекой, и автомобилисты считают своим долгом бравыми сигналами приветствовать попавших в поле зрения туристов – как идущих по трассе, так и расположившихся лагерем. Принято им отвечать энергичными взмахами рук, хотя при неожиданном гудке за спиной каждый раз невольно отпрыгиваешь на обочину… :) Ночью, как правило, лагеря с дороги не видно; но отдельные энтузиасты, заметив отсветы костра, норовят пообщаться прямо через реку, а то и подсветить сцену фарами, для чего не ленятся развернуть машину поперек шоссе.


08.02.98 “Стадо бегемотов”, или Звездный час Хвоста

Впервые имели сомнительную честь созерцать змею (зато сразу не одну, что еще сомнительнее…). Первого представителя пресмыкающихся обнаружила Юльча в кустах (интересно, что змея там делала?.. :)), а второй экземпляр вполне самодостаточно прибыл в центр лагеря и попытался пристроиться на отдых в тени каяка, откуда и был незамедлительно изгнан по наущению Славки посредством Боцмана с веслом.

Бурное обсуждение планов возобновилось с новыми силами, в результате чего Хвост остался в гордом одиночестве – все остальные ровным слоем во главе с Олегом решили “бегемотов” обнести.

И обнесли.

А Хвост (с неменьшим, впрочем, успехом) проехал в лучах всеобщей славы и популярности (будучи снимаем на две видеокамеры и два фотоаппарата одновременно :)), и вывез мнение, что правы были мы… :) Женька остался очень доволен собой, но констатировал факт, что объективной радости в скачке по камням он не обнаружил. Позиция “медный всадник” (в нормальной ситуации Жене не свойственная), временная фиксация в неудобном положении (когда вода заливает бОльшую часть физиономии), принудительный (хотя и ожидавшийся) разворот кормой вперед на повороте, преодоление каменистого участка задом – все это вошло в незапланированный ассортимент, никоим образом не отменяя всего остального…

Вниз по шивере поехали уже все вместе, весело и жизнерадостно, в два захода – четыре каяка, потом все тот же неизбежный Хвост в пятом каяке и катамаран при штатном экипаже. За счет раздвоения личности и небольших по длине переходов автоматически образуется солидное количество отчетных материалов (чего нам категорически не хватало на Аксауте). Обнос тоже тщательно фиксировался… :)

Стоянку разбили в намеченном месте, на лугу, где местные жители заготовляют и сушат сено. Против нашего присутствия они вовсе не возражали, более того, в очередное свое посещение (с завидным упорством перевозя сено) одарили нас свежими куриными яйцами и почему-то очень смутились, когда мы встречно угостили их импортным печеньем. В целом все остались довольны случайно образовавшимся знакомством.

Аборигены неоднократно предупреждали нас – густая высокая трава предполагала наличие змей, но чуткая живность явно испугалась нашего дружного топота и предусмотрительно разбежалась.

Спонтанно зародившиеся массовые нудистские купания пришлось вскоре прекратить, чтобы предотвратить не менее массовое падение в реку невинных проезжающих автомобилистов…

Осуществленный на досуге повторный просмотр следующего отрезка убедил даже Хвоста скремниться на обнос. Обсуждение было долгим, бурным и многосторонним; в итоге Женька с Олегом попросту просчитали варианты прохождения при всевозможных раскладах и получили явно неудовлетворительный результат. Заодно окончательно определили места чалок для начала и завершения обноса (впрочем, они вполне совпали с намеченными накануне).


09.09.98 Прохождение второго каскада, или Апофеоз

Отрезок до начала обноса – своеобразная помесь плеса с шиверой – никаких сюрпризов не обещал, а потому повторный сплав был доверен Кошке. Зачалившись в намеченном месте, ловко обнесли (прямо по дороге) не вызывающий доверия участок, загрузили катамаран по полной программе, отправили Дядьку с Юльчей на съемку и отправились дальше.

Мифическую косую “бочку” мы заметили в момент собственно преодоления таковой… Ну “бочка”, ну косая, так что ж теперь, и на каяке не кататься… :)

Основной слив следующего порога на ходу не показался столь кошмарным, как выглядел с берега, наверно, потому, что прилетели мы туда мгновенно, не успев даже мяукнуть. Помнится, на повороте мелькнула мысль - “Как, это уже слив?!?”, и ее тут же сменила другая - “Нет, это УЖЕ не слив…” :). Косые валы на сливе скрывают каякера целиком, и весь процесс со стороны смотрится гораздо круче – благо, мы имели возможность чуть позже оценить это на Хвостовом примере…

Первой к скале прибыла Кошка с широко раскрытыми глазами – сразу после слива Боцман попытался для блезиру зайти в суводь (которой, по-моему, там не было) и застрял в камнях; а суводи все не было и не было, и кильнуться совершенно не хотелось …

Да ступенчатая шивера и сама по себе оставила не в пример больше впечатлений, особенно у экипажа катамарана. Юльча в очередной раз усомнилась в своем горячем желании лезть “голой … в холодную воду” (С), и кат проводили по превратностям судьбы его штатный капитан Летов и при нем Боцман. Несмотря на все старания и громкие Олеговы комментарии, они таки облобызались с оставшимся неопознанным камнем и изрядно погнули переднюю поперечину рамы.

На участке от скалы до очередного моста получили, в свою очередь, много веселых мгновений – шивера продолжалась, и уклон ее хоть и уменьшался, но ненамного (и далеко не сразу :)).

Пока мы ждали второй заход – в лице Хвоста и катамарана – пошел самый что ни на есть дождь, явление крайне редкое, особенно в таком масштабе (до сих пор местные осадки бывали нам представлены в виде редких капель, изредка падающих с чистого неба и замечаемых только при случайном попадании на обнаженные части тела – но тут начался вполне настоящий ливень, вызвавший всеобщее непомерное удивление).

Путешествие Женьки за вторым каяком несколько затянулось (оно только по воде да вниз по течению получается быстро :)); Юльча с Женькой, замерзнув и заскучав, даже не поленились раскочегарить небольшой костерок из подсобных материалов. Кошка с Оленькой просидели все это время на мосту, в обществе видеокамеры, заботливо укрытой кепкой от вредного воздействия нежданной непогоды.

Место для стоянки (напротив моста) оказалось весьма сомнительным (накануне-то мы поленились перейти на левый берег) – камушки разного размера покрывают полку ровным слоем, и перспектива провести на них ночь представляется несколько негуманной. Дядька задумчиво побродил по этому безобразию и нашел особое место, выделяющееся своим внешним видом из череды окрестных каменистых бугров – свободное от камней и покрытое трудно определимым веществом темного цвета, инициировавшим многочисленные инсинуации в стиле “это некогда был сортир у мамонтов”. Наиболее близкой к истине была признана версия про брошенный овечий выгон. Инсинуации угасли сами собой, в значительной степени приблизившись к реальности :). Однако варианты отсутствовали.

Еще одна проблема с этой стоянкой заключается в полнейшем отсутствии удобного спуска к воде; подъем и спуск судов связаны с проблемой высоких осыпающихся берегов в зарослях неизбежной облепихи. После того, как Славка, попытавшись набрать воды в котел, съехал вниз на эфтом самом месте вместе с каменюкой значительного размера, мы сочли разумным ходить умываться и по воду на другой берег.

Очередной “предварительный просмотр” наглядно показал, что нашим затаенным мечтам посадить наконец Славку в каяк по принадлежности сбыться не суждено – единичные пороги и многочисленные шиверы не стремились покинуть реку, а заодно и нас. С другой стороны, проходить столь протяженный участок в два захода представлялось малоэффективным. На основе этих умозаключений была отстроена стройная теория, в соответствии с которой Дядька с рюкзаком отправляется пешим ходом (или на попутке, что зависит от удачи и прочих внешних обстоятельств) по дороге, каяк грузится на катамаран, ну а остальные добираются до назначенного места встречи как положено, походным порядком. Местом встречи была назначена плотина на Джоон-Арыке – как единственное место, расположенное до поселка Кочкор, которое можно было идентифицировать с равным успехом и с дороги, и с воды. От места нашей стоянки до плотины (по непроверенным, правда, пока данным) около 10 километров (скорее всего, по дороге :)).

Возвращались мы уже в темноте, и главная задача, поставленная перед нами мостом из очередной опоры ЛЭП, была не в том, чтобы по мосту перейти, а в том, чтобы его найти в прибрежном кустарнике.


10.09.98 Остаток Джоон-Арыка, или две стороны одной монеты

Утро… Не то чтобы раннее, но все-таки утро… Слава с Хвостом варят кашу… И чай… На двух стоящих рядком горелках, у самого входа в Летовскую палатку… Сориентировавшись по степени готовности завтрака, Дядька начинает побудку спешно досыпающей команды… Хвост, продолжая помешивать кашу, пытается другой рукой выключить горелку…

На слух из палатки последующее прозвучало так (дословно): “#опа, подъем! #опа, ПОДЪЕМ! …#опа, можете спать дальше!..”.

Когда (где-то через час) мы все-таки встали, то выяснилось, что нашему вниманию предложен уже второй по счету завтрак, поскольку первый усилиями Хвоста почил в скромном захоронении у летовского тамбура…

  Отступление:Сей эпизод ушел из памяти на целую неделю, но аж 16-го числа вдруг всплыл, был по достоинству оценен и зафиксирован для истории во всей своей красе. Как известно, "из песни слова не выкинешь" (С), так что за что купили, за то и продаем! :)
 

Но шутки – шутками, а уже за завтраком нас начали мучить дилеммы из серии как “и на елку влезть, и задницу не уколоть”.

С одной стороны, впереди нас ждал неплохой ходовой день (завершение второго каскада и разные разности непосредственно за ним) и переезд в начало Боомского ущелья (добираться туда своим ходом не было ни времени, ни желания – многие километры по гладкой воде и сравнительно густой населенке никого не привлекали), где мы и планировали провести три дня за просмотрами и прохождениями. Затем планировался завершающий переход в Холодную Воду (или Холодные Ключи ? Неизвестно… :)), где и предполагалось организовать транспорт на выброску. По датам получалось так: 10-го идем; 11-го переезжаем; 12-го, 13-го, 14-го “резвимся” в Боомском ущелье; 15-го переходим и в середине дня уезжаем.

Однако, как всегда и бывает, имелась обратная сторона и у нашей монеты :). Трое из нас (из семерых) маршрутом уже изрядно пресытились – Слава с дважды вывихнутой рукой и потенциальной возможностью повторения этой немалой неприятности и господа катамаранщики, вообще посчитавшие избранный маршрут несколько чрезмерным для их растущих организмов (к настоящему моменту Юльча Женьку уже доедает :) и в воду лезть совсем не хочет). Посему обсуждается также вариант иного рода – дневка на месте (в сортире у мамонтов :)) ввиду того, что это фактически последняя “дикая” горная стоянка (дальше в пределах дневного перехода долина расширяется, открывая дальние перспективы), затем два или три перехода до Орто-Токойского водохранилища, дневка или две там и на этом – завершение маршрута. Соответственно: 10-го стоим; 11-го, 12-го (,13-го – по обстоятельствам) идем до Орто-Токоя; (13-го,) 14-го стоим на водохранилище; 15-го уезжаем.

Результат явно один и тот же, но как же отличаются пути его достижения! :)

Долго же мы препирались… Неформально голоса поделились следующим образом (голосования как такового, естественно, не проводилось) – трое за Орто-Токой, Хвост и Кошка за Боом, а поганцы :) в лице Боцмана и Оленьки объявили, что им “без разницы – можем копать, а можем и не копать…” :).

Дело решил простейший, теперь уже неизвестно кем придуманный, довод – если уехать на водохранилище, то активной (в смысле порожистой, а не просто водной) части маршрута получается всего-навсего шесть дней, да и то – пять из них уже пройдены :(.Было бы обидно забраться за 5 тысяч километров ради шестидневного маршрута!

Азарт победил, и мы отправились в путь (продемонстрировав рекордное время выхода текущего похода – около двух часов дня – дообсуждались! :)).

Постепенно успокаивающаяся шивера сумела тем не менее размять наши ленивые мышцы и напомнить забывчивым о категории маршрута несколькими жизнеутверждающими “горками”, расположенными, как правило, на энергичных поворотах русла.

По мере приближения к месту, где скалы вплотную подходят к реке, мы начали морально готовиться к поджидавшему нас двухступенчатому порогу – два разделенных небольшим быстротоком слива около метра каждый; в обоих – по здоровенному “жандарму”, “языки” вокруг которых чисты и сравнительно пологи. Русло здесь узкое, сжатое скальными выходами; скорость течения высока, “бочки”, завершающие сливы пролетаются не глядя (если не считать дружеских плюх по физиономиям :)).

Небольшая выходная шивера завершает второй каскад порогов на Джоон-Арыке; характерные признаки этого места – крутой правый поворот, по внутренней части которого проходит участок старой дороги, а в центре окружности – скальный обломок с аллегорической статуей горного барана-архара изумительного серебряного цвета и с опорой ЛЭП.

Невдалеке за поворотом расслабившихся туристов подстерегает отдельно стоящий порог “Два угла” (насколько мы понимаем, это разновидность порога “Интеграл-Змейка-Зигзаг-Извилистый”, больше известного в народе под названием “Привет катамарану!” :)). И действительно, что-что, а углы там имелись в изобилии; главная струя струячила ровно вдоль скал, эти углы образующих; оставшаяся часть русла обильно ощетинилась мелкими зубками камушков, прикрытыми для конспирации тонким слоем воды. Уклон там уже невелик, скорость течения тоже.

Главной проблемой дня стал левый баллон катамарана – он вообразил себя субмариной и упорно тянул Юльчу под воду. Каякеры пересчитывали вышеописанные углы, ожидая перманентно поддувающийся кат. Нет худа без добра, а остановки – без фотографии :).

По мере расширения долины река все больше приобретала вид “плеса третьей категории” (видимо, вместе с будкой :)), а встречный ветер создавал совсем не летние ощущения – летящие в физиономию брызги были обильными и холодными :), а озябшие руки наводили на нехорошие апрельские ассоциации… :)

Увидев Славку, гордо разгуливавшего у плотины с обнаженным торсом и злорадно утверждавшего, что ему невыносимо жарко, мы испытали черную зависть. Объект наших недобрых чувств :), как выяснилось, легко добрался до вожделенной цели на попутке, причем водитель оказался абсолютно бескорыстен.

Непродолжительная разведка вниз по течению быстро подтвердила наше подозрение, что ночевать там негде – непосредственно за плотиной начинается сеть арыков и мелких островов, а еще ниже виднеются поселки и отдельно стоящие строения. Зато чуть выше нашлось весьма гостеприимное пастбище (если абстрагироваться от его основного назначения :)), где мы и расположились.

Поразмыслив, решили вечером отправить делегацию в поселок Кочкор, лелея мечту, что удастся созвониться с завозившими нас в горы водителями с тем, чтобы попытаться организовать “автобус сопровождения” на все время нашего пребывания в Боомском ущелье (длина которого составляет около 22-х/25-ти километров).

Однако, вернувшиеся из экспедиции Летовы сурово порушили наивные надежды – дозвониться в Бишкек им не удалось, функционирующее в Кочкоре автопредприятие в столь поздний (по местным меркам) час казалось вымершим, единственный же частный автобус находился в рейсе. Предложенный к нашим услугам “КАМАЗ” показался избалованным путникам недостаточно комфортным… :)


11.09.98 Переезд в Боом, или Смена декораций

И пришлось нашим “засланцам” :) повторить свой подвиг с утра пораньше. Новые силы придали им бодрости, и успех просто не мог не сопутствовать им :). Правда, автобус из Бишкека так и не образовался, но только потому, что у него уже был занят текущий день (а так подобный разврат оказался вполне доступным – за доставку нас в Боом, три дня пребывания там и переезд в Бишкек получалось примерно 30$ с носа). Но к 12 часам прибыл вполне адекватный нашим запросам “ПАЗик” кочкорского происхождения; ожидая его, мы получали “райское наслаждение” от привезенных из поселка заботливым завхозом арбузов :). Очень правильный подход и очень правильный завхоз :).

Наша (дурацкая, надо признать :)) идея привязать катамаран в сборе на крышу автобуса почему-то не вызвала у водителя бурной радости; пришлось в спешном порядке разъединять погнутую раму (что до критического момента сделать не удавалось даже с помощью кувалды и чьей-то матери :)). С поставленной задачей справились на удивление, а погрузка каяков через узенькие двери маленького “ПАЗика” есть задача, давно уже решенная :). Лишь некоторые незначительные неудобства доставил нам “Торнадо”, но и только.

На сей раз поехали по новой дороге, связавшей Бишкек с Нарыном. Она срезает значительный кусок крюка через Рыбачье, за счет чего заметно выигрывает во времени, хоть и вьется настоящим горным серпантином среди красивейших пейзажей. Бедный “ПАЗ” долго упирался, взбираясь вверх по длинному и отнюдь не везде пологому подъему в первой части нашего совместного путешествия. По дороге нам не раз попадались различные транспортные средства, приткнувшиеся по обочинам с открытыми капотами (явно для охлаждения пострадавших двигателей). Но кому – как, а для пассажиров новая дорога чрезвычайно хороша! :)

Еще из Кочкора Юльча по телефону проделала две операции – во-первых, заказала автобус (все тот же) на два часа дня 15-го числа из Холодной Воды до Бишкека; во-вторых, выяснила у Александра Кандаурова расположение возможных стоянок в ущелье.

Так вот, первая из них располагалась за 3 километре ДО железнодорожного моста. И, прибыв в начало Боомского ущелья, мы начали решать знаменитую задачу туриста-водника – как остановиться, не доезжая Х километров до точки А?

Прочими приметами потенциальной стоянки были навесной пешеходный мост и впадающая слева речка с красными водой и берегами; между мостом и устьем речки как раз и находится вожделенная поляна.

Поляну идентифицировали, проехав речку :). Пришлось вернуться. Вернулись. Посмотрели, не понравилось. Поехали вперед, до железнодорожного моста. Посмотрели на порог – уже лучше, мощный такой слив с косыми “бочками” непомерной величины, за ним шивера, плавно переходящая в быстроток. Подумали, обсудили, решили, что хорошо было бы порог пройти. Развернули автобус (уже в третий раз! На горной-то дороге… :)), вернулись к пешеходному мосту. Олег и Слава отправились посмотреть, что хорошего ждет нас на поляне, а остальные тем временем начали разгрузку. Вытащили “Торнадо” ( не иначе! :)), катамаран в двух частях и еще какую-то мелочь. Хорошо еще, особо не спешили! :). Прибежали разведчики и разочаровали нас до глубины души – мостик оказался фикцией, неспособной выдержать мало-мальски солидного персонажа (как то Боцмана :)), не говоря уже о носителе рюкзака – Дядька прошел всего лишь треть длины моста, когда до воды осталось уже сантиметров десять. Учитывая недостающие детали настила, общую ненадежность конструкции, обилие багажа и несамоходность дырявого ката, решили мостиком пренебречь, развернули автобус в четвертый раз и направили свои стопы искать вторую стоянку.

В четырех километрах ниже железнодорожного и автомобильного мостов построен еще один, деревянный мост, якобы пригодный для переправы не только пешеходов. Перспектива по нему переехать реку изрядно развеселила даже нашего терпеливого водителя – крутизна спуска к деревянной конструкции превышает все разумные представления. На правом берегу расположены относительно большие и изрядно вытоптанные поляны. От них обычно начинают свои коммерческие приключения группы под руководством Александра; очередная как раз должна была прибыть к месту старта 12-го сентября. А потому наш лагерь мы разбили очень тесно и скромно, дабы не ущемить ненароком интересов хозяев, великодушно подсказавших нам это удобное место (одно из немногих в ущелье, вообще пригодных для жилья).

В лоции по Боому указаны два порога категории “ТТ” в непосредственной близости от железнодорожного моста, разделенных шиверой длиной около 1.2 км. Осознав, что мы повидали только первый из них, снарядили экспедицию по поискам статуй двух оленей, знаменующих собой начало второго порога.

Расстояния здесь невелики; статуй много и самых разных; олени нашлись быстро и без проблем. Порог тоже :). Мощная вода в узком русле, высокая скорость течения, немногочисленные обливные камни – представьте себе Лосевский порог (кто знает :)), сжатый в два-три раза по ширине и вытянутый в длину раза в три-четыре. Основные препятствия – “бочки” (прямые и косые), в ассортименте, косые валы, прижимы. Глубина – на первый взгляд, вполне достаточная для эскимосского переворота (ежели вдруг чего не так :)).

Общее впечатление – ну точно Лосево. Приехали в пятницу вечером, встали в дальнем углу вытоптанной поляны тесным узким кругом, ждем скорого субботнего прибытия соседей и рассчитываем пойти с ними кататься… А тут еще постоянный ветер и придорожное кафе на том берегу – ну чем не Лосево?!? Вот только арбузы никак не вписываются… :)

И манты не вписываются – их мы ели на ужин, притащив из упомянутого кафе в собственной кастрюле… И еще лепешки… Разврат, в общем. Дров на костер совсем нет – опять же как в Лосево :).

Есть, правда, определенные опасения, что вода здесь куда как веселее будет… Но это нам еще предстоит выяснить – чуть позже.


12.09.98 Вниз по Боому, или Оптимисты на досуге

Вообще-то мы надеялись, что местные водники составят нам компанию по проведению веселых совместных выходных, рассчитывая извлечь из этого обстоятельства свой мелкий шкурный интерес – например, подсадить к ним Славку с видеокамерой, слегка попользоваться их автобусом для заброски к верхним порогам, а может, и подстрахуют где (случаи, они ведь всякие бывают… :)). Но случилась неудача (или мы что-то изначально не так поняли) – никто наше уединение не нарушил.

К 12-ти часам дня мы сочли ожидание слишком бездеятельным и, подъев последний арбуз, организовали очередную комиссию по приемке, оставив Летовых клеить катамаран и охранять лагерь (на сей раз – от повального нашествия свиней с расположенной в непосредственной близости фермы – или не фермы? :) – каковая, к слову заметить, является составной частью кафе напротив – или наоборот? :)).

Небольшой участок река протекает по пологому руслу, редкие обливные и полуобливные камни придают течению легкое разнообразие образованными ими “бочками” (накануне Боцман метко подметил, что “жандармов здесь целая жандармерия” :)). Примерно через 4 километра высоко на склоне на левом берегу расположена белая колоннада, имеющая какое-то (весьма неопределенное) отношение к железной дороге и являющаяся стартовым ориентиром обострения ситуации :). Отсюда резко возрастает уклон, идут подряд два порога категории “Т”. Основные препятствия в них образованы водными структурами – преимущественно косыми валами и “бочками”; расположены оба порога на поворотах русла. Общую стратегию прохождения удачно охарактеризовал опять же Олег – согласно сложившемуся у него мнению, требуется сплавляться по главной струе, если же в ней обнаруживается … (что-нибудь нехорошее :)), то срочно удаляться налево :). Справедливость этого утверждения нам также предстояло проверить на практике…

Ниже река постепенно успокаивается и в таком состоянии устремляется в некое подобие каньона. Проблема дальнейшего прохождения заключается в том, что просмотреть каньон практически невозможно – дорога постепенно отходит от реки, высокие крутые берега не позволяют любопытствующим заглянуть далеко вниз без реальной опасности оказаться в воде безо всякого на то желания и в слегка :) помятом состоянии – высота стен достигает 30-50 метров. В соответствии с имеющимся у нас описанием в начале потаенного участка должны присутствовать не то 2, не то 3 порога категории “С”, ниже вообще не упомянуты никакие препятствия. Более точными сведениями мы пока :) не располагаем.

Устье Чонг-Кемина с трассы не видно, хотя его долина явно угадывается в общих складках рельефа. Дорога, уходящая вдоль правого притока Чу, ответвляется ниже места впадения. Наши теоретические выкладки по данному поводу были подтверждены практиками в лице местных обитателей.

Под мостом располагается следующий порог категории “Т” – прижим к левому берегу, упирающийся в опору старого (теперь уже разрушенного) моста и обильно украшенный многочисленными косыми валами; у другой опоры (под правым берегом) растет перманентная могучая “поганка”, высота которой над общим уровнем воды хорошо заметна невооруженным глазом даже с обрыва. Проход между упомянутым “грибом” и левым отбойным валом особо большой шириной не страдает, но (на вид :)) вполне проходим.

После примерно 500 метров быстротока река в последний раз впадает в буйство – завершающий порог категории “ТТ” призван на прощанье поразить воображение участников. Но мы его не нашли – куда-то делись два больших обливных камня, перегораживавших некогда своими “бочками” все русло, равно как и осложнявшие выход косые “ворота” под правым берегом (подробности приводятся согласно лоции)… То есть обливняки есть, но они весьма далеки друг от друга; имеется также длинный узкий “язык” в сливе и невысокие косые валы на выходе. Есть, однако, нехорошее подозрение, что именно этот порог способен стать пресловутым “Сюрпризом” – уж больно с виду тих и скромен! :)

Боомское ущелье на этом заканчивается. Дальше река плесами и быстротоками спускается к Холодной Воде (или все-таки Ключам?!? :)) и в Чуйскую долину. Если считать по трассе, то от нашего псевдоавтомобильного моста до Холодной Воды около 12 километров.

Примерно посередине описанного участка есть приличное место для стоянки – на правом берегу; ориентиром его является подвесной пешеходный мост (во вполне удовлетворительном состоянии), непосредственно за которым реку пересекает кабель (или не кабель? :)). Обе конструкции (мост и кабель) расположены довольно низко над водой и могут стать помехой для катамаранов. Суводь для чалки – прямо под мостом. Вероятно и такое развитие событий – в нашем конкретном случае с нашим конкретным катамараном – что, пригнувшись для прохождения под нависающими сооружениями, можно немного :) не успеть зачалиться… А вот дальше суводей больше нет (а если и есть, то уже явно не для катамарана).

Ниже моста, ведущего в долину Чонг-Кемина, имеется также фактически единственная стоянка с доступной возможностью чалки и подъема судов на берег без помощи вертолета :) – на правом берегу после небольшого плавного поворота открывается невысокая полка, хоть и небольшая, но вполне пригодная для завершающей ночевки. Если подняться по берегу чуть выше, то попадаешь непосредственно на автомобильную дорогу, по которой можно выехать на Трассу Бишкек-Нарын через многократно уже упомянутый мост.

Поскольку нашему мифическому (пока еще :)) автобусу встреча назначена в Холодной Воде, мы планируем отправить туда наиболее убедительного гонца, целью коего будет агитация водителя к службе обществу в лице нас, а именно – к прибытию прямо к нашему (будущему) лагерю.

Отмечен беспрецедентный факт – летопись догнала ход реального времени, и в ней появляется будущее время; сегодня действительно двенадцатое сентября, и мы только что пили чай, вернувшись с ознакомительной экскурсии.

Возвращались мы на попутках (на двух – в одну пятеро путешественников и энное количество арбузов никоим образом не вмещались). Кошка с Боцманом по дороге естественным образом разговорились с попутчиками; после того, как в них признали туристов, они (вместе со всей компанией) были званы отдыхать на Иссык-Куль – дама в автомобиле оказалась главным бухгалтером пансионата МВД. Поскольку наши глобальные планы неминуемо захватывают заповедное озеро, случайная встреча может оказаться решающей при выборе места будущего отдыха.

Сейчас Хвост пытается вернуть первоначальную форму своему “Циклону”, на котором второй день сидят все, кому не лень. А все остальные благоденствуют, вспоминая съеденные в Холодной Воде шашлыки… Отдыхаем, в общем. Пол#опы на Тянь-Шане, пол#опы на диване – кому хорошо, а кому плохо?!? :)

Летовы целый день гоняли по лагерю свиней, которые упорно лезли куда не надо. Утверждается, что отдельные представители свиного племени лихо прыгают через раскиданные по поляне каяки и кусают лопасти весел, если их попытаться отогнать.

  Отступление:Особо ярым гонителем всевозможной домашней живности прослыл, безусловно, Хвост, азартно предающийся этому новому для себя (городского-то жителя!) развлечению. Предыдущим Женькиным хобби в области зоологии было соперничество с мартышкой за плоды манго в Никарагуа (еще в нежном детском возрасте) :).
 

Устав от общества плохо воспитанной живности, Юльча с Женькой удалились на прогулку по близлежащим окрестностям, а Кошка лениво записывает пустой треп своих ленивых отдыхающих товарищей – сентенция про манго и мартышку взята как раз оттуда. :)

Погода стоит очень осенняя – холодный ветер и затянутое мрачно-серыми тучами небо подозрительно напоминают родные края ! :)

Летописец обратился к почтенному обществу за комментариями. Общество лениво отреагировало:

     

  • Юльча отмечает “постоянное нежелание меня идти в пороги!”.

     

  • Женя Летов под впечатлением с пользой проведенного дня комментирует: “Юльча дралась со свиньями, веслом” и вспоминает про сливки и Оленьку (см. выше).

     

  • Все хором считают съеденные арбузы.

     

  • Олег в сто первый раз переживает свою торговлю за арбузы – продавщицу добил наш единодушный 180-ти градусный разворот в пять персон, после которого вокруг лотка стало очень-очень пусто… :)

     

  • Опять Юльча, но уже при исполнении обязанностей завхоза – в пятый раз вопрошает участников о меню на ужин; рассматриваются две альтернативы – раскладочные макароны с тушенкой и плов из пресловутого кафе “Боом”. Угадайте, что мы предпочитаем? :)

     

  • Слава пытается выяснить истинное значение повсеместно распространенной вывески “Манас-1000”; сказочник-Летов повышает уровень нашей эрудиции повествованием о Манасе – национальном киргизском герое-богатыре, с момента предполагаемого рождения которого лет пять назад отмечали как раз тысячу. Но поскольку точная дата рождения героя все равно неизвестна, то и вывески снимать никто (на всякий случай) не торопится. :)

     

  • Оленька вспоминает, как только что в Холодной Воде, в юрте, где мы вкушали шашлыки, на столе стояла стойка с ложками-вилками, а в одном ее отделении располагались китайские деревянные палочки – вполне настоящие, круглые с одной стороны, квадратные с другой… Видно, разные люди заезжают! :)

     

  • В ответ на Кошачью жалобу на холод Слава недовольно замечает, что “мы в Киргизии совсем развратились с погодой”.

     

  • А Летовы дружно всех разочаровывают на предмет погоды в Боомсокм ущелье – типа того, что здесь с утра обычно солнце, с обеда и далее – совсем наоборот, а ветер присутствует всегда.

Доев очередной арбуз, начали раскидывать корки подальше от лагеря – в целях предотвращения очередного свинского нашествия. Особых успехов в метании достиг Боцман. Хвост, не рискнувший посягнуть на его лавры, аккуратно и обстоятельно вынес корки подальше, вытряхнув их из миски в кусты… вместе с Оленькиной ложкой… за что и был произведен в “феномены”. Ложку ищут до сих пор…

В итоге искали ложку всей командой (поскольку выяснилась ее историческая роль :)), с фонарями по колючим кустам, определяя ареал ее возможного расположения по разбросанным арбузным коркам. Вопреки всем ожиданиям и теории вероятности, успех был достигнут – и нашел ставший вдруг знаменитым столовый прибор тот же, кто его и выбросил… :)

Уже по темноте Олег с Летовыми отправились за заранее заказанным пловом, и путь их оказался слегка тернист – в какой-то момент включив фонарь, Юльча с Боцманом обнаружили полное отсутствие Женьки… При подробном рассмотрении выяснилось, что тот провалился в арык, к счастью, в это время года уже совсем сухой – а то ведь глубина-то больше человеческого роста будет…

  Отступление:Плов, формально говоря, не является национальным киргизским блюдом; его родина - Узбекистан; но, подобно кавказскому шашлыку, со временем распространился по всему Востоку.
 


13.09.98 Поворот на 1800, или “Непогода нынче в моде…” (С)

Нас постиг природный катаклизм – ночью пошел дождь, который продолжается уже который час… Одновременно сильно похолодало.

В поисках тепла мы отправились завтракать в кафе, где нам предложили очередное блюдо местной кухни – лагман (разновидность широко известного “ирландского рагу” с овощами и домашней лапшой); чай в изобилии и лепешка прилагаются.

Погода совершенно не располагает к активной жизнедеятельности. Непрекращающийся дождь, сильный порывистый ветер и приближающаяся к нулевой (почти :)) отметке температура – все признаки поздней ленинградской осени в наилучшем исполнении (Куда мы приехали? Что нам обещали?!? Или это была демо-версия?.. :)) способны отбить всякое желание лезть в холодную (к тому же повышающуюся прямо на глазах) воду… Гидрокостюмы, к слову заметить, ледяные (в буквальном смысле этого слова :( ). И хуже всего то, что, согласно опыту и пророчествам Женьки Летова, ненастье в ущелье однодневным не бывает, поскольку многочисленные тучи вертятся в ограниченном объеме в тщетных поисках выхода до тех пор, пока не выльются совсем… А это дело не быстрое…

Сидя в кафе мы согрелись, шарики наши отмерзли от роликов, и за 148-ой пиалой чая родился генеральный продуктивный план дальнейших наших действий. Ночевать в ущелье еще раз при таком раскладе никому уже не хотелось, ибо все хорошо в меру (в том числе и мазохизм :)), и вечные скороходы Летовы были в очередной раз отправлены “туда, не знаю куда” на поиски телефона и/или автобуса (конечной целью был, само собой, автобус :)). Энтузиастам белой воды было предложено отложить (до лучших времен :)) прохождение верхней части ущелья и ограничиться его нижней частью (длина коей примерно в два раза больше, чем нижней, чего не скажешь о технической сложности).

Энтузиастов по первости нашлось всего-то двое (в лице Хвоста и Кошки), да еще Боцман объявил о своей индифферентности. Оленька от роли пингвина однозначно отказалась, катамаран вместе с экипажем впал в зимнюю спячку :), а Слава по-прежнему пребывал на больничном. Потом, однако, случился облом – Кошка схватилась за мокрую гидраху и … мгновенно усомнилась в правильности принятого решения… очень холодно… руки стынут, их очень хочется спрятать поглубже… ну очень холодно… В общем, Хвост остался в гордом одиночестве.

Ситуация сложилась нестандартная – Хвост желает в воду; Олег дозрел до абсолютного нежелания, но за компанию готов был на подвиги; Кошке предоставили возможность выбора (от каковой она с радостью бы отказалась !:)). Дальнейшее развитие ситуации решительно пресек насквозь промокший и продрогший Боцман, необсуждаемым командирским решением разогнавший всех на фиг (совсем как тот лесник из анекдота :)) собираться к погрузке в автобус…

Мы с Хвостом угомонились, собрали барахлишко по рюкзакам и… впали в уныние. Вдруг прекратившийся дождь и временно стихший ветер уныние усугубили, ибо вызвали сомнения в справедливости вынесенного вердикта… Но суровый Боцман постановления тем не менее не отменил, зато высказал давно витавшую в воздухе (и в пустых головенках :)) идею, в очередной раз перевернувшую наши планы в очередную :) сторону – уехать отдыхать на Иссык-Куль в надежде, что за те 4-5 дней, что мы там проведем, всю эту пакость из ущелья все-таки выдует, и мы сможем, вернувшись, достичь желаемого и воплотить мечты в реальность… Настроение значительно улучшилось, а дождь и ветер вернулись с удвоенной энергией… :)

И уехали мы в Бишкек, провожая стены и пороги Боомского ущелья завидущими :) взглядами.

Первая часть Мерлезонского балета кончилась.


Next
Началась вторая - озеро Иссык-Куль

 

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz