Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо
  Нас четверо, пока еще мы вместе,..
  Ю. Ряшенцев, песня к к/ф "Д'Артаньян и три мушкетера"

Часть III. Боомское ущелье


За время нашего отсутствия деятельная Юльча, чья бурная энергия без толку пропадала в Бишкеке :), договорилась с Александром Кандауровым о его содействии нам на заброске/выброске в Боомское ущелье.

Прибывший за нами микроавтобус оказался вполне привычен к перевозке грузов странного вида и назначения – обычно на его крыше путешествуют катамараны. Четыре полиэтиленовых каяка также не смутили ни водителя, ни Сашу. Впрочем, они заранее знали, на что идут!.. :)

Итак, четверо потенциальных покорителей Боома отправились в путь, дефилируя вдоль ущелья уже в пятый по счету раз :) в сопровождении своих более разумных и уравновешенных товарищей. И, разумеется, фотоаппараты и видеокамеры дополняли почетный эскорт почти до дипломатического уровня :). Не хватало только мотоциклов с флагами… :)

Стартовая точка была намечена за автомобильным и железнодорожным мостами, выше заходной шиверы первого порога.

На удивление быстро собравшись, переодевшись прямо на шоссе и покидав все ненужное обратно в микроавтобус (нужным, помимо основного комплекта :), были признаны аптечка и запасные весла), начали с преодоления первых препятствий на своем пути – весьма основательных ограждений шоссе и железной дороги. При спуске на воду полное отсутствие суводей в избранном нами (с виду очень простом и ровном) месте старта вызвало определенные подозрения по части адекватности оценки нами предстоящего сплава :)…

Череда шивер и разбоев, предназначенная нами для разминки и пробы воды, тоже оказалась значительно более бойкой, чем казалась сверху. Боцман утверждает, что именно на этих “разливах и быстротоках” он впервые заподозрил наличие предстоящих сюрпризов – глядя, как весело подпрыгивает впереди Хвостов каяк и как медленно, но верно расширяются глаза “второго эшелона” в лице Оленьки и Кошки. На пустых лодках вертикальные смещения были особенно заметны :).

Порядок следования специально не оговаривался, и руководящих указаний не поступало – и так было понятно, что нам с Олей впереди ловить нечего, а более мелкие подробности роли уже не играли.

Первый порог Боома (категории “ТТ”), расположенный в сужении и без того неширокого русла, представляет собой локальный косой слив полутораметровой высоты с двумя очень мощными косыми “бочками” в конце, завершающийся высокими выходными валами; входная шивера порога так же состоит из валов различного размера и конфигурации.

  Отступление:Приключения наши в ущелье - любимая тема обсуждений и воспоминаний, поскольку именно здесь мы впервые встретились с действительно мощной, быстрой водой, сжатой в очень узком извилистом русле. Эмоции наши были небывало сильны, и даже сейчас (а дописывается эта часть уже в апреле 1999 года - так уж получилось :)) иногда вспыхивают очаги дискуссий и всплывают из глубин памяти (или фантазии :)) неупомянутые ранее подробности: И нет никакой возможности одному описывать за всех их ощущения и внезапно :) посетившие мысли, причины сделанного ими выбора и избранные траектории движения... А потому - ниже, в повествовании от первого лица с пометкой "Кошк", приводятся путевЫе (они же непутЕвые :)) заметки с подзаголовком "Кошка в Бооме". Если остальные герои (к каковым я равно отношу и тех, кто проделал свой путь по трассе) этой эпопеи окажутся не слишком ленивы, они на досуге дополнят сие сочинение...
  Пятью неделями позже: Они оказались более чем ленивы... :(
 


Кошк: При просмотре порога с берега меня мучила навязчивая идея – чрезвычайно не понравился мне вал, стоящий непосредственно перед основным сливом, на самом верху, и время от времени схлопывающийся в “бочку”. Оптимист Боцман вполне резонно заверил, что высота пристально изучаемой мной вертикальной турбулентности явно недостаточна для того, чтобы (с учетом имеющейся скорости течения) доставить сколько-нибудь заметные неприятности (в отличии, к слову сказать, от выходных валов).

Что ж, в главном он оказался прав…

По мере приближения к собственно сливу русло становилось все уже, а скорость течения – все больше. Идущих впереди Хвоста с Олегом было уже не видно; времени размышлять, куда это так часто и глубоко проваливается Оленькина каска, не было тоже (действительно, идущий впереди, метрах в двадцати, каякер скрывается за валами целиком)… Оставалось адаптироваться к ситуации и предаваться собственным отрывочно возникавшим мыслям.

Выкатившись из-за поворота, краем глаза отметила рассыпавшихся на камнях правого берега зрителей (преимущественно знакомых :)), обильно оснащенных фото и видеоаппаратурой – апофеоз первого действия неумолимо приближался.

И как раз тут в памяти и непосредственно перед глазами возник тот самый вал, что казался таким несимпатичным издалека. Как и предсказывал Боцман, взобраться на него, невзирая на пенящуюся и периодически обрушивающуюся верхушку, мне помогла набранная к тому времени скорость (насколько я теперь понимаю, интенсивное махание веслом в пороге осуществляется преимущественно со страху и от бессознательного желания проскочить побыстрее… :)). Но главное не в том – непроизвольно оценив высоту вала под лодкой (хотя бы уже по тому, что на его передней стороне целиком поместился весь мой “Циклон” – 3.10, между прочим, - и еще, по-моему, осталось немного места :)), я как-то вдруг задумалась о реальной высоте валов ЗА сливом, которые (по крайней мере, с берега) казались существенно более массивными. И возникли у меня изрядные подозрения по поводу того, что мне ТУДА не нужно…

Однако, было поздно – задняя сторона вала, на котором меня постигло внезапное озарение, составляла единое целое с поверхностью основного слива…

Не попасть в слив было трудно, поскольку больше ехать было примитивно некуда. Косая “бочка” из-под левого берега отнеслась к моему каяку (ко мне, впрочем, тоже :)) как к неожиданно возникшей помехе ее непрерывному коловоротному движению. А что обычно делают с мелкими помехами? Правильно, недовольно отбрасывают в сторону. Совершенно очевидно, что ни на серьезную неприятность (которую давят с особым усердием), ни на красивую желанную игрушку (которую не отдают, пока не отнимут) мы с “Циклоном” не потянули. Не очень-то и хотелось! :)

Выходные валы, пожалуй, составили основную проблему первого порога. Пребывая в стремлении к пирамидальной форме, они сбрасывают каяк (особенно пустой) в непредсказуемом направлении. Поднимаясь на вал, каякер видит перед собой только вал и переднюю часть собственного, вдруг вставшего на дыбы каяка… Не самое жизнеутверждающее зрелище – специально для тех, кто еще не решается ездить по валам лагом…

Хорошее место, доброе. Предложение адреналина явно превысило спрос на него…:)


Оленька, героически преодолев основную часть препятствий, не справилась с одним из завершающих выходных валов; попытки ликвидировать “оверкиль” на столь бурной воде успехом – увы! – не увенчались. Оперативному проведению спасработ поспособствовало наличие обширного омута сразу за мостами.

Заплыв, однако, произвел на Олю столь неизгладимое впечатление, что она сочла разумным завершить на этом свои приключения. Решающим, похоже, оказалось Сашино заверение (как человека, наизусть знающего все валы, камни, “бочки” и суводи ущелья), что дальше будет “примерно на том же уровне”…

Сдав каяк и каякера в микроавтобус, теперь уже трое славных представителей Gluteus’а продолжили сплав по перипетиям Боомского ущелья.

Согласно лоции, после 1.2 км быстротока нас поджидал очередной порог категории “ТТ” - шиверистого типа, без ярко выраженного локального слива (тот, что с берега идентифицируется статуями двух оленей). Зигзагообразное русло, сжатое вертикальными скальными берегами, обильно украшено многочисленными хаотически расположенными “бочками”. В силу неизвестных :) причин не желая проверять жесткость воды в них, мы приложили определенные усилия для того, чтобы наша траектория изящно обогнула бы максимально возможное количество шумных пенных структур. Почему-то даже Хвост не стремился порезвиться и “подсесть” на какую-нибудь особо примечательную “бочку”… :)

Добравшись “на честном слове” практически до выходной шиверы, Кошка не то зазевалась, не то расслабилась, не то просто силы кончились, - и в момент, когда неизвестно откуда взявшаяся левая струйка развернула “Циклон” носом против течения, кильнулась… Во всей красе проявилась мощь несущей нас воды – затычку с носа смыло незамедлительно, чего еще ни разу не случалось за все предыдущие приключения. Несмотря на отсутствие на положенном месте столь важного :) устройства, были предприняты две попытки исполнения эскимосского переворота; к сожалению, ничем не увенчавшиеся – а зря! Уже отстреливаясь, упустила весло (а вот это уже совсем зря! :().

Дальше состоялся заплыв на скорость в двух частях – Олег с Женькой догоняли и вылавливали разрозненные кошачьи принадлежности. С этого места история раздваивается.

Боцман, отметив устремившегося за Кошкой Хвоста, начал с того, что поймал весло (разноцветные лопасти которого всячески способствуют возврату разбежавшегося имущества незадачливому владельцу) и, не зная (пока :)), что делать с двумя веслами одновременно, применил наработанную еще на Аксауте тактику – подобравшись поближе к берегу и широко размахнувшись, выбросил лишнее в кусты.

Забегая вперед, скажем – в силу небывалого совпадения Олег исхитрился (не особо даже выбирая :)) выбросить весло в единственное на всем перегоне место, не заросшее облепиховыми кустами, так что весло это даже не пришлось впоследствии искать – оно было замечено прямо с дороги, из микроавтобуса…

Однако в момент того самого богатырского размаха под “Торнадо” подвернулся каменюка, вследствие чего не ожидавший подобной гнусности Боцман кильнулся тоже. Поганый булыжник оказался на мелководье далеко не единственным, и Олег (чьи эскимосские навыки уже давно не подвергались ни малейшему сомнению) оказался под водой в крайне неудобном положении – прижатым к корме каяка, зажав свое весло в одной руке и не имея возможности не только провернуться самому, но даже и протащить весло в сколько-нибудь приемлемое положение…

Согласно собственному признанию Боцмана, от отстрела его удержала мысль: “Ну, и кто нас потом спасать будет?!?”. Решительный каякер встал от рук, не выпустив весла, и, обнаружив спасработы незавершенными, устремился на подмогу Хвосту – где успешно развивалось параллельное действие этой трагикомедии...

Пока Олег развлекался с утерянным веслишком, Женька разумно заключил, что было бы неплохо вытащить (заодно :)) и Кошку. Ну, а Кошка, в свою очередь, упорно цеплялась за свой перевернутый каяк (питая к нему, несмотря ни на что :), добрые дружеские чувства). Так эта троица и сплавлялась себе потихоньку вниз по течению; существенно подвинуть в направлении берега слабоуправляемую конструкцию Хвосту так сразу не удавалось, и активность его проявлялась преимущественно в объезде наиболее негуманных “бочек”.

Но благостный сплав в режиме … эээ… ралли :) вскоре постигло полное фиаско – самую большую “бочку” объехать не удалось. Да и как ее объедешь, если она две трети реки перегораживает…

Поскольку, падая в “бочку”, Кошка цепко держалась за ручку на оконечности Женькиного каяка, то вместе с Кошкой притопило и ручку… и каяк… и Женьку… Через нос его кильнуло или через корму, вопрос сложный и теперь уже не актуальный; важно лишь, что это был всего лишь первый оборот из нескольких…

Что касается Кошки, то наиболее яркое воспоминание у нее сохранилось о моменте, когда она, сидя на образующем “бочку” камне, обнаружила Хвостов каяк, мягко и весомо приземляющийся ей на каску…

Женька же, вставая в третий раз, уже не помнил ни про какую Кошку, надеясь только на то, что на сей раз очнется уже на ровной воде…

Все завершилось вполне благополучно – встав за пределами вредного воздействия “бочки”, Хвост обнаружил всплывающую из-под его “Циклона” вполне живую Кошку…

Понаблюдав издалека за описанными манипуляциями, в этот цирк на воде поспешил вмешаться Боцман, поделив спасаемое на две части, после чего состоялась доставка на берег уже слегка замученного тяжелой судьбой каякера.

Высадив Кошку, Олег пошел по берегу посмотреть, как там идут дела у Женьки.

И застал того сидящим под острым углом к берегу; чуть позади возлежал расклиненный в камнях “Циклон”. При этом Хвост издавал звуки громкие, непечатные и ему в целом не присущие. Первая посетившая Боцмана при виде этого зрелища мысль была о том, что оба каяка (один с гребцом, другой без) теоретически не могут держаться в том положении, в котором держатся… Вторая мысль появиться не успела – Олег совершил гигантский прыжок и направил свою энергию на вытягивание Женьки на берег.

Оказалось, что Кошкин каяк, доверху загруженный Чуйской водицей и крепко застрявший, был прочно прикреплен к Хвосту посредством его “трамвайчика”… Так что сильного, но очень легкого :) Женьку заклинило вместе со спасаемой лодкой…

Воссоединив комплект из каяка, весла и Кошки, остатки Gluteus’а без инцидентов завершили сплав до деревянного моста (того самого, у которого мы стояли лагерем), где их уже ждали и встречали с распростертыми объятиями и бликами фотовспышек :).

После обмена впечатлениями выяснилось, что Оленька, садясь в автобус, загадала – если Кошка до моста доедет нормально, то и она продолжит сплав со всеми вместе. Но “факир был пьян, и фокус не удался” :), и получилось ровно наоборот – вторая жертва белой воды присоединилась к “группе поддержки”, полагая полученные впечатления вполне достаточными для одного дня…

Но приключения продолжались! Самые стойкие, самые опытные, самые крутые каякеры, избавленные к тому же от груза дополнительной ответственности за своих решительных, но недоподготовленных товарищей :), решили сплавляться дальше.

В силу немногословности героев дальнейших событий, детальные описания их (несомненно, очень ярких) впечатлений могут быть получены только от непосредственных участников. Однако краткие комментарии, достигшие впоследствии наших ушей (зачастую не по одному разу :)), относились преимущественно к участку сплава в районе ранее описанной колоннады – архитектурного сооружения, каким-то мифическим образом связанного с железной дорогой.

Река в этом месте делает правый поворот, русло слегка сужается, и многочисленные косые “отбойники” от левого берега достигают невиданной высоты. Там Боцмана, плотно сидевшего в большом, объемном, тяжелом “Торнадо”, ненавязчиво переставило метра на три поперек течения к берегу, после чего ему пришлось приложить изрядные усилия, уходя от прижима. Там Хвост, въезжая лагом на вал, цеплялся за него выше уровня глаз и подтягивался на весле вместо турника. Есть изумительная фотография, глядя на которую Олег долго не мог понять, где же у них была такая дистанция, что Женька в кадр попал, а он нет – пока не разглядели (чуть ли не в лупу) кусочек белой лопасти Олегова весла, выглядывающий из-за вала… все остальное разглядеть не удалось. Где-то там же Хвост ненароком кильнулся в очередной “бочке”. И, наконец, именно там Олега посетила крамольная, но по сути очень верная мысль: “А хорошо еще, что девиц с нами нету…” :).

Что же касается других участков сплава, то никто уже не в состоянии сколько-нибудь точно отделить их один от другого, и ни фотографии, ни видео нам не помогают – настолько одинаково воспринимаются узкие, извилистые перегоны.

Саша Кандауров с товарищем оказали нам воистину неоценимую помощь в обеспечении параллельного движения каякеров и микроавтобуса, равно как и фото- видеосъемки. Чувствовалось, что все места давно и хорошо изучены, классифицированы и неоднократно лично проверены… С нашей стороны выглядело это так: договорившись о месте следующего рандеву, каякеры отчаливают от берега; остальные бегом бегут к микроавтобусу, залезают в него (усердно подпихивая друг друга с тыла) и, во избежание эксцессов, тщательно соблюдая правила дорожного движения, смещаются вниз по ущелью. В строго определенной точке автобус по команде останавливается в заранее известном месте, пассажиры вываливаются, поспешно настраивают аппаратуру на четко указанные ориентиры,.. и тут из-за поворота появляются главные действующие лица. Точность – как в аптеке, хронометраж просчитан вплоть до скорости течения… :)

Сразу за подвесным пешеходным мостом (знаменующим собой намеченную нами ранее, но теперь уже ненужную :), стоянку), Олег с Женькой очередной раз зачалились – в очень экстремальном режиме при полном отсутствии суводей, хватаясь руками за колючие ветви облепиховых кустов…

Это была последняя возможная чалка перед каньоном, просмотреть который нет никакой возможности. Встретиться с микроавтобусом каякеры могли бы только уже за пределами ущелья. Теоретически в каньоне не предполагалось особо сложных порогов, ну а практически – Саша не рискнул обобщить, что ничего сложного не предвидится…

Лезть вдвоем неизвестно куда, да еще и с изрядным грузом накопившейся усталости, Олег с Женькой не сочли разумным. Их спортивный интерес был более чем удовлетворен пройденным участком и достигнутыми успехами.

На сем прохождение Боома завершилось.

  Отступление:Владея полученным за время оного прохождения опытом, можно только порадоваться правильности принятого ранее решения - по части сплава в походном порядке... Хороши бы мы были, назначив встречу с автобусом в Холодной Воде и ломанувшись (ну точно как те черепахи :)) в ущелье, не имея возможности прекратить прохождение в случае необходимости... Особенно нас порадовало бы то знаменитое место под железнодорожной станцией... А что было бы в каньоне... так это вообще непредсказуемо... Так вот и получается, что мы пошли, пожалуй, по единственно верному пути... Ай да Боцман!
 

Возвращаясь в Бишкек, мы, естественно, не могли спокойно проехать мимо Холодной Воды, не почтив своим вниманием уже ставшую нам почти родной :) чайхану “Тянь-Шань”. В ней и состоялся заключительный банкет по случаю приступа всеобщего энтузиазма и ликования; шашлыки и шампанское стали его неотъемлемой частью.


 
Заключение

 

 

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz