Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо
  Ну вот и все, дружок,...
  А. Иващенко, Г. Васильев

Заключение


За время своего остаточного пребывания в Бишкеке мы познакомились с современным вариантом восточных базаров - нигде раньше не доводилось видеть по 20 видов изюма и кураги одновременно! А при том, что все это можно безнаказанно пробовать: :)

Съездили мы и на однодневную экскурсию в ущелье-заповедник Ала-Арча (в долине одноименной реки), известное тем, что оно, в отличие от большинства долин Тянь-Шаня, обильно поросло лесом. Столь редкая здесь зеленая растительность тщательно оберегается и обновляется искусственными посадками. В Ала-Арче располагается по осеннему времени пустующий альплагерь, из которого можно пройти маршруты самых различных категорий, в том числе - на один из семи пиков "Короны".

Домой мы возвращались по отдельности - Слава уезжал поездом, Хвост с Оленькой спешили вернуться на работу и улетели через Москву почти сразу за ним, остальные же приложили максимум усилий, чтобы остаться в Бишкеке до последнего - до того нам понравилось в Киргизии:

  Отступление: По возвращении было сделано интересное наблюдение - если, рассказывая о походе, говорить, что приехал из Киргизии, это никого не вдохновляет. Если же упомянуть, что провел отпуск на Тянь-Шане, у слушателя сразу появляется интерес и начинает работать фантазия... :)
 


Выводы и рекомендации


    Маршрут - категория и общее впечатление

     

  1. Категория маршрута по осени, в сентябре месяце, представляется нам четвертой с элементами пятой (каковые элементы, на наш взгляд, расположены во втором каскаде на Джоон-Арыке (и были нами обнесены :)). На мысли о столь высокой категории этих препятствий наводит в первую очередь их расположение в очень тесных связках и отсутствие плесов (или хотя бы шивер) между ними, что значительно усложняет страховку и увеличивает опасность прохождения на этом участке. Средний уровень маршрута (за исключением уже описанного отрезка и перехода по гладкой воде :)) оценивается нами (в чисто техническом отношении, без учета суммарной длины и изолированности от благ цивилизации) как полноценная горная "черверка", явно сложнее, чем Прут (Восточные Карпаты) или Аксаут (Северный Кавказ), о чем мы можем судить лично, и в то же время проще, чем Чаткал или Чонг-Кемин (Тянь-Шань), о чем свидетельствуют побывавшие там более опытные и искушенные туристы-водники.

     

  2. Конфигурация маршрута выглядит отчасти непривычно - некоторое количество порожистых километров на Кара-Куджуре; участок плесов на Джоон-Арыке, сменяющийся каскадами сложнейших (в рамках текущей категории :)) порогов; многокилометровые перегоны по гладкой воде Джоон-Арыка, Орто-Токойского водохранилища, Чу; и снова каскады порогов Боомского ущелья перед самым завершением похода. Если идти по маршруту как он есть - сверху донизу и все своим ходом, так это, что называется, на любителя. Если же не ставить себе цель формально одолеть и защитить маршрут в туристском клубе, то вполне можно (и даже разумно :)) пойти по нашему пути и перехать из Кочкора в начало Боома автотранспортом, что позволяет посвятить больше времени водно-спортивным элементам похода. Хотя - у кого какие цели! :)
    Участок сплава в Боомском ущелье удобнее рассматривать с точки зрения постановки базового лагеря, нежели прохождения его в походном порядке. Мест для стоянок в ущелье мало, спуски к воде затруднены; вдоль всего ущелья проходит дорога, движение по которой весьма интенсивно; при желании вполне можно подъехать те несколько километров, которые отделяют базовый лагерь от вожделенной точки начала сплава :). Также вполне реально и не слишком даже дорого организовать "личный" автобус сопровождения; но о подобной роскоши следует позаботиться заранее.

    Водно-технические подробности

     

  3. По сравнению с ранее пройденными нами Аксаутом (северный Кавказ), Прутом (Восточные Карпаты) и карельскими реками вода в Кара-Куджуре, Джоон-Арыке и Чу значительно жестче, границы суводей резче, а даже невзрачные на вид водные структуры (как то - валы и "бочки") могут стать источником сюрпризов.
    Сложность порогов на Кара-Куджуре и Джоон-Арыке в подавляющем большинстве случаев обусловлена обилием камней в русле, наличием прижимов к скалам и сложной слаломной линией движения, а не мощностью водных структур. В Боомском ущелье ровно наоборот.
    Количество суводей невелико, особенно - пригодных для чалки катамаранов. Место для каяка, как правило, находится; но (опять же, как правило) только для одного каяка и при известной ловкости; зачалить же отбившийся от каякера :) каяк посредством запихивания его в улово весьма проблематично.
    В печальном, но возможном :) случае оверкиля каякер далеко не всегда обладает возможностью вывести весло в технически правильное стартовое положение для эскимосского переворота (равно как и провернуться под каяком на желаемую сторону); вставать приходится из того положения, в которое упал, причем лучше всего быстро - иначе есть реальные шансы получить камнем по каске или еще по чему-нибудь важному. Вылезать из каяка в каскадах порогов также не рекомендуется - страховка в них затруднена узостью сливов и русла в целом, обилием камней и высокой скоростью течения; соответственно, и плавание в самодостаточном режиме - не слишком радужная перспектива.

    Аборигены

     

  4. Местные жители в целом не агрессивны.
    В горах, в начале маршрута, принято здороваться во всеми встречными, угощать гостей чаем (как минимум) и вообще вести себя в лучших традициях (но за молоко, масло и т.п. требуется, тем не менее, платить).
    Ниже, где-то в районе Кочкора, плотность населения увеличивается, соответственно, увеличивается и дистанция.
    При посещении поселков и прогулках по улицам городов (Бишкека, например) спокойнее перемещаться в смешанной компании; к чисто мужскому коллективу отношение заметно более осторожное и подозрительное.
    Туристов, в общем, любят, хотя и не вполне понимают (вроде взрослые люди, а вытворяют черт-те что: :)); на дорогах охотно подвозят (за небольшие по нашим меркам деньги, а то и просто так); позволяют ночевать на пастбищах; общаются легко и непринужденно, расспрашивают, как мы плаваем, и нравится ли нам в Киргизии.

     

  5. Планируя всю свою деятельность, надо учитывать, что местная дневная активность сильно смещена в сторону раннего (по нашим понятиям :)) утра. Рабочий день здесь начинается в 6-7 часов утра, с тем, чтобы к 15-16 уже закончиться. Соответственно ведут себя и местные жители.
    В 20:00 уже совсем темно, причем не стоит обольщаться, если в 19:30 кое-что еще видно - сумерки наступают и проходят мгновенно, радикально темнеет за какие-нибудь 10-15 минут.

    Бытовые мелочи

     

  6. Заброска, выброска и аварийное снятие с маршрута особых проблем не составляют, особенно ниже поселка Сары-Булак, где параллельно реке идет хорошая шоссейная дорога, связывающая столицу Кыргызстана с Нарыном. Выше Сары-Булака движение на дороге не столь интенсивно.

     

  7. Места стоянок имеет смысл продумывать заранее, пригодные для ночевки площадки на протяжении каскадов практически отсутствуют (исключение составляет единственная поляна за выходной шиверой "Стада бегемотов"); вне каскадов стоянок сравнительно (для горных маршрутов) много; если место в принципе подходит под лагерь, то обычно разместиться там может достаточно большая группа - большинство полян представляют собой пастбища.

     

  8. Имеют место змеи - вытряхивайте обувь перед одеванием и каяки перед посадкой :), держите палатки закрытыми.

     

  9. Дров вдоль реки немного; те, что есть - мелкие (по сравнению с карельскими соснами :)) сухие ветки кустарников; костер, сложенный из такого топлива, приходится постоянно "подкармливать"; искры весело летят во все стороны, нанося существенный урон штанам и курткам; готовить в таких услових неудобно (хотя, безусловно, возможно). Имеет смысл для облегчения своего существования готовить еду на примусах или газовых горелках, а костры разводить для тепла, уюта и настроения.
    Мы шли на газу; было у нас 10 баллонов по 470 грамм (Camping Gaz) и две горелки Turbo-270. При группе в 7 человек очень комфортно; на большее количество народа, возможно, было бы сложнее (в первую очередь из-за максимально возможного размера емкостей, на эти горелки устанавливаемых :)). В среднем одного баллона хватает примерно на полтора дня.

     

  10. Подножный корм минимален - кроме глобальных повсеместных зарослей облепихи (дикой, и потому безмерно кислой) и шиповника ничего съедобного не наблюдается; рыбной ловлей мы не занимались.

     

  11. Перед отъездом нам настоятельно рекомендовали То ли мы все делали правильно (хотя фрукты мыли сырой водой), то ли нам повезло - в плане желудка никто не пострадал (по крайней мере, значительно - так, чтобы товарищи заметили :)).

     

  12. Принципиально можно пополнить запасы продовольствия в поселке Кочкор; хлеб (лепешки) и фрукты - гарантированно, равно как и пиво (правда, ценители не в восторге от его вкусовых характеристик :)); за прочее не ручаемся. Там же на рынке у местного реликта (а именно - самого настоящего менялы во всей своей красе) можно обменять деньги (в более мелких населенных пунктах это вовсе не представляется возможным).

     

  13. Даже в сентябре очень горячее солнце угрожает нежной коже северян настоящими ожогами.
    Рекомендуем использование специально разработанных для вальяжных отпускников разнообразных средств от загара. Следует учитывать, что указанные препараты непременно должны быть водостойкими. Относительно пропечатанной на флакончиках степени защиты - возможны варианты; некоторые из нас пользовались кремом со степенью защиты 25 - в небольших количествах, а некоторые удовольствовались 12-тью, зато толстым слоем (почти как густая карамель :)). Также имеет смысл выбирать препараты, пригодные одновременно и для лица, и для тела.
    Если же говорить конкретно, мы успешно использовали кремы Ambre Solaire. Средства серии Nivea делятся на пригодные для тела и для лица и отличаются непомерными ценами. Качество косметики Jonson&Jonson вызывает сомнения даже у продавцов оной.
    Сплавные куртки с короткими рукавами, столь любимые оптимистично настроенными каякерами, здесь до обидного неприменимы - ледяная вода снизу и палящее солнце сверху вынудили нас спрятать модные одежки подальше (в поисках спасения от насмешек более практичных товарищей :)).
    Значительное облегчение приносят козырьки, выглядывающие из-под касок, и кокетство здесь вовсе не при чем. Козырек спасает глаза от прямых солнечных лучей и от части бликов на воде, позволяя легче ориентироваться среди чехарды валиков и мелких "бочек".
    Очень легко и быстро обгорают, обветриваются и трескаются губы; в этом плане мужчинам очень помогают усы; в аптечке стоит иметь мазь от герпеса (помогает и от более простых неприятностей - проверено на практике).
    Всевозможные смягчающие и увлажняющие кремы надо запасать непременно - сухая обветренная кожа способна доставить никому не нужные неприятные минуты.

    Прочее

     

  14. Непогода в Боомском ущелье (если уж наступила) имеет тенденцию зацикливаться на несколько дней подряд, поскольку тучи попросту застревают в ущелье и крутятся в нем до полной их нейтрализации.

     

  15. Исключительно правильный подход - по завершении маршрута отправиться отдохнуть на озеро Иссык-Куль, ибо места очень красивые и недалеко от Бишкека расположены (по местным меркам :)), особенно для тех, кто приезжает издалека (из Санкт-Петербурга, например :)) - уж если три с половиной тысячи километров уже одолели, то еще 300 как не одолеть! :)

    Замечания ЗАВХОЗА на тему заброски и всего остального...

     

  16. Нынче сильно обострились отношения между казахами и русскими. И столицу "унесли" из Алма-Аты в Акмолу. Поэтому вовсе не факт, что традиционные заброски через Алма-Ату - это самое правильное. В связи с этим полезно, наверное, вынести в официальный дневник рекомендации по заброске-выброске через Бишкек.

     

  17. На текущий момент (апрель 1999 года) Питер с Бишкеком никак не связан напрямую. По крайней мере, зимой теперь самолеты не летают точно, что будет летом - пока никто не знает. НО...

     

  18. Лодки прекрасно отправляются с Московского вокзала прямо на Бишкек с перегрузкой в Москве. На практике, если пассажир едет до Бишкека - 4 дня, то лодки - 8-мь.

     

  19. Сразу после приезда туда, багажка посылает уведомление (за денежку), или звонит (бесплатно) в любое место, куда закажете. Соответственно - лодки надо растаможить и забрать. Таможня располагается здесь же в здании вокзала, работает в любые дни, кроме воскресенья, с утра и до 17.00 Оплата таможенных сборов производится тут же.

     

  20. Любые продукты, кроме сыра-колбасы можно купить на месте. Принцип закупок ничем не отличается от нашего - все на рынке, в любых вариациях. По ценам даже сейчас точно не дороже, чем у нас.

     

  21. Не рекомендуется включать в раскладку много сладкого (печенья всякого). Когда фрукты валяются прямо на дороге и все что надо - это остановиться и их купить - удерживаться от этого смешно, если не сказать - глупо.

     

  22. Торговаться НАДО!!! Всегда! Везде! На все!!!

     

  23. Машины (автобусы) идеально организуются рано утром (впрочем, и поезд приходит в пол-шестого) около Ошского рынка. Просто у вокзала надо брать такси (отчаянно торгуясь) и так и говорить - к Ошскому рынку. Кроме этого, можно поймать что-то прямо у вокзала (но тут уже повезет - не повезет), или на одном из автовокзалов, к коим добираться вышеуказанным способом...

     

  24. Кстати, продукты - тоже на Ошском рынке...

     

  25. Обратные билеты на поезд берутся без проблем - паспортные данные, в крайнем случае - ксерокопия паспорта, билеты на самолет надо брать только в центральном агентстве, и, если они берутся кем-то заранее (т.е. кто-то там раньше группы) обязательно надо оформлять заверенное письмо с паспортными данными всех участников группы. Взять билеты просто по паспортным данным почти совсем невозможно. На большинство рейсов билеты продаются за 15 дней.

     

  26. Обратно лодки можно отправить прямо в день отправления поезда. Весь багаж, кроме полиэтиленов (рюкзаки в багаже, катамараны и т.д.) обязательно обшивается (впрочем, без проблем, прямо на месте и не за дорого).

     

  27. Менять деньги надо в Бишкеке, а то можно застрять где-нибудь в провинции с совершенно ни к чему не пригодными баксами...

     

  28. Торговлю с водителями лучше вести в российских рублях, про себя тихонько переводя их в баксы. Со своими предложениями лучше не торопиться - масштабы цен совсем иные...

     

  29. Для утоления отчаянной жажды рекомендуется несладкий горячий чай и минералки, из коих мы отдали пальму первенства водичке "Аламедин". Лимонады в данном климате признаны, увы, бесполезными...

     

  30. Перевозка восточных сладостей, предусмотренных в раскладке составила совершенно очевидную трудность - на жаре мы постоянно держали все скоропортящееся или растекающееся в герме в воде; однако за 15 минут приготовления завтрака, даже лежа в тени, они превращались в нечто малоприятное, пока мы не догадались их прямо до употребления держать их в холодной воде.

     

  31. В данном климате колбаса живет только твердокопченая (причем хорошего качества, остальная размякает, задыхается и приобретает неприятный запах), сыр - мы брали импортные фасовки-нарезки, причем перед распечатыванием также держали только в воде.

 

 
аренда банкетного зала | блекджек | скачать эмулятор игровых автоматов
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz