Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо
Урок 1.   Общая информация о лошадях.
Урок 2.   Поведение.
Как по внешнему виду определить, чего ожидать от лошади.
Урок 3.   Поведение. Движения лошади.
Урок 4.   Поведение. Жеребцы и кобылы.
Урок 5.   Правила поведения на конюшне.
Урок 6.   Уход за лошадью.
Урок 7.   Снаряжение.
Урок 8.   Садимся на лошадь.
Урок 9.   Управление.
Урок 10. Экстремальные ситуации.

Урок 7. Снаряжение. Седлаем лошадь.


     Варианты сёдел
     Седла делятся на два основных типа: строевые (2) и спортивные (1). Седла спортивного образца мягче, передняя лука у них значительно ниже, что облегчает выполнение некоторых упражнений на лошади. Строевые седла обычного образца, как правило, жесткие и много глубже, то есть луки у них высокие. Главное достоинство седел кавалерийского типа заключается в том, что такое седло вообще не соприкасается с холкой и хребтом лошади, так что даже неопытный всадник не имеет практически никаких шансов сбить лошади спину.

     Уздечка. Уздечка
     Самый простой вариант: трензель состоит из грызла и д вух колец, к которым пристегиваются щечные ремни оголовья и повод. Во рту лошади грызло лежит на языке и беззубых краях нижней челюсти так, чтобы касаться углов рта. Щечные ремни переходят в суголовный ремень, проходящий за ушами лошади. Налобник удерживает уздечку от сползания назад, а подбородный ремень - от стаскивания вперед.

     Как седлать лошадь.
     "По классике" считается, что лошадь нужно сначала оседлать, а потом надевать уздечку, но обычно на большинстве частных конюшен и клубов поступают наоборот: лошадь сначала взнуздывают, а потом седлают. Так как же правильно?..

     В большинстве книг по верховой езде написано, что правильно - сначала класть на лошадь седло, а потом взнуздывать. И действительно, так значительно удобнее, если лошадь седлают не в деннике, а в коридоре на развязках. Голова у нее зафиксирована, можно спокойно надевать седло, а только потом, сняв недоуздок с морды и застегнув его вокруг шеи, как ошейник, взнуздывать коня.

     Но на многих конюшнях нет возможности седлать лошадь на развязках: либо нет места в коридоре, либо седлается сразу много лошадей. При седловке в деннике сначала лучше надевать уздечку, чтобы иметь возможность контроля над конем: помешать ему ходить по деннику, пока вы разбираетесь с седлом, или не дать опустить голову, когда вы затягиваете подпруги, а опускание головы при затянутых подпругах чревато для лошади болезненной травмой: так называемым "заподпруживанием". При седловке в деннике, поскольку вы первым делом надеваете уздечку, следите за тем, чтобы повод не соскользнул с шеи лошади и не попал ей под ноги.

     Главное, что следует помнить: привязывать лошадь за повод нельзя, если только она специально к этому не приучена. Во-первых, она может сдернуть или порвать уздечку, а во-вторых, многие лошади имеют скверную привычку грызть повод, если только могут до него добраться.

     Первым делом накиньте повод на шею лошади. Возьмите его с двух сторон от середины так, чтобы между руками у вас осталось около 60 см, тогда вам не придется ни натягивать его, таща через уши (что неприятно для лошади), ни широко размахивать руками (что может лошадь напугать). Теперь возьмите уздечку в правую руку за оба щечных ремня примерно посередине и этой же рукой придержите морду лошади. Трензель держите на раскрытой ладони левой руки и подносите ко рту лошади. Очень возможно, что лошадка заупрямится - ни в коем случае не пытайтесь затолкать ей трензель в пасть насильно, может, один раз у вас такой фокус и пройдет, но не больше: у лошадей неплохая память. Не пытайтесь пальцами разжать ей зубы - укусит, вот и все, чего вы добьетесь. Лучше действовать мягко, но настойчиво, и лошадь сама откроет рот и примет железо. В крайнем случае слегка надавите пальцами на беззубый край нижней челюсти и быстро вставьте трензель.

     После этого потяните уздечку немного вверх и наденьте суголовный ремень сначала на одно ухо, а потом на второе. Постарайтесь не теребить и не заламывать уши лошади: это весьма чувствительное место. После этого застегните пряжку подбородного ремня так, чтобы между мордой лошади и ремнем пролезал кулак. Поскольку в любой конюшне есть своя уздечка на каждую лошадь, вам может послужить "подсказкой" наиболее разношенная дырочка.

     Теперь поговорим о седловке лошади седлами спортивного и строевого образцов. Перед седловкой обязательно убедитесь, что подпруги перекинуты через седло и не могут при седловке попасть между ним и спиной лошади, а стремена подтянуты - подняты по внутреннему ремню путлища вверх, свободные петли самих путлищ продернуты в стремена. Мало того, что иначе седлать неудобно, выводить лошадь из конюшни при болтающихся стременах категорически запрещено: если лошадь зацепится за что-нибудь стременем или путлищем, она может испугаться, рвануться, нанести себе травму или испортить снаряжение, а нервная, легко возбудимая лошадь может испугаться того, что болтающиеся стремена колотят ее по бокам.

     Даже если лошадь только что вычищена, нужно еще раз проверить, не осталось ли какого-нибудь кусочка грязи, опилок или участка слипшейся шерсти в том месте, где будет лежать седло и подпруги. Седло притягивается подпругами к корпусу лошади туго, поэтому малейший посторонний предмет, оказавшийся под ним, за какой-нибудь час может стереть ей кожу до крови. После этого на спину лошади кладется вальтрап - прямоугольный "коврик" из сукна или другой плотной ткани.

     Вальтрап сшит таким образом, что его верхняя линия не является совсем прямой, а несколько приподнята с одной стороны - этой стороной вальтрап кладется к холке. Если вместо настоящего вальтрапа вам дадут просто байковое одеяло (что случается не так уж редко), нужно особенно тщательно расправить его: поскольку холка у коня выше спины, простой прямоугольный кусок ткани соберется в складки, которые могут натереть коню спину. Вальтрап (или какую-либо другую подкладку) нужно предварительно осмотреть, чтобы на внутренней поверхности не оказалось чего-нибудь, способного натереть лошади спину. Вальтрап служит для впитывания пота, а вспотеть под седлом лошадь может даже при шаговой работе!

     Поверх вальтрапа кладется потник, сделанный из войлока и служащий для смягчения давления на кожу. Если не положить вальтрап, пот будет впитываться в потник, который от этого быстро задубеет и выйдет из строя: стирать-то войлок нельзя. Поверх потника кладется седло. При правильном положении седла подпруги, с одной стороны пристегнутые к пристругам и свисающие свободно должны находиться на расстоянии ширины ладони от передних ног лошади. Если вы положили седло и потник слишком далеко вперед, осторожно протащите его немного назад по спине лошади, потом просуньте под него руку и проверьте, чтобы не образовалось складок вальтрапа, способных натереть коню спину, или чтобы потник не сбился на сторону. Если вы положили седло слишком далеко позади, тащить его вперед, против шерсти, нельзя: приподнимите его и продвиньте вперед несколько дальше нормального положения, а потом стяните обратно, приглаживая шерсть. Вообще, если вы не уверены, что сразу положите седло как надо, кладите его ближе к холке, а потом сдвигайте назад.

     Когда вы убедились, что седло лежит на месте, проверьте, чтобы подпруги не были перекручены или захлестнуты одна за другую, потом подойдите к лошади с той стороны, где подпруги надо будет пристегнуть, проведите первую подпругу (которая впереди) под брюхом лошади, следя, чтобы она ложилась ровно, и пристегните пряжку к язычку первой приструги. Вторая подпруга должна лечь поверх первой. При седловке седлом строевого образца следует учитывать, во-первых, то, что строевой потник, в отличие от спортивного, не повторяет форму седла, а представляет собой два больших куска войлока почти прямоугольной формы, сшитых по одной стороне и обшитых сверху кожей. Перед строевого потника находится там, где линия сшивания не прямая, а поднимается вверх. При правильном положении строевого седла на спине лошади первая подпруга находится там же, где и у спортивного: на расстоянии одной ладони от передних ног, но существует и еще один способ проверки: если вы сдвинете седло слишком далеко назад, дуга передней луки будет давить на холку лошади, а если вперед - на холку будет давить живец. Засуньте руку под седло и проверьте, чтобы никакая деталь не соприкасалась с холкой.

     И еще одно отличие: подпруги строевого седла, в отличие от спортивного, проходят под брюхом лошади параллельно, не ложась одна на другую, и приструг нет: подпруга представляет собой один длинный ремень, который кольцом обхватывает туловище лошади, проходя в специальные отверстия седла под крышкой, между лавками и живцом. Поэтому при затягивании подпруги надо одной рукой тянуть вверх тот хвост, на котором дырочки, продев его в пряжку, а второй рукой удерживать другой конец подпруги, ниже пряжки, не то пряжка будет просто ездить вверх-вниз по боку лошади, а подпругу толком затянуть вы не сможете.

     Подпруги на любом седле затягивают в два приема: не следует сразу тянуть изо всех сил: это неприятно для лошади, а может и повредить ее здоровью. Многие лошади при затягивании подпруг надувают живот. Не стоит следовать дурному примеру - а вы наверняка увидите подобное! - не стоит бить лошадь коленом под брюхо, чтобы она сдулась. Просто дайте ей кусочек лакомства: когда лошадь жует, надуться она никак не может. При затягивании подпруг не бросайте повод, а еще лучше - привяжите лошадь: процедура эта для лошади не слишком приятна, может и цапнуть.

     И вот, лошадь оседлана. Ни в коем случае не оставляйте ее одну в деннике, даже привязав: вдруг отвяжется или перекусит чумбур или повод? Оставленная без присмотра лошадь может опустить голову, что при затянутых подпругах чревато травмой, так называемым "заподпруживанием"; лошадь вдруг может решить поваляться, а под седлом это грозит ей многими неприятностями, вплоть до перелома ребер. Наконец, она может наступить на повод и сильным рывком в лучшем случае порвать уздечку, а в худшем - повредить себе губы или вывихнуть челюсть. Стойте в деннике вместе с лошадью и ждите, пока вам не разрешать ее выводить.

     Перед тем как вывести лошадь из денника, снимите с ее шеи повод, возьмите конец в левую руку, а правой крепко держите поводья чуть ниже трензельных колец. За сами трензельные кольца держать лошадь нельзя: если она рванется, вы рискуете остаться с переломанными пальцами. За щечный ремень брать также не стоит: в случае резкого движения лошади вы просто вытащите трензель у нее изо рта, а удержать ее не сможете. При попытке взяться за подбородный ремень вы просто лишитесь возможности хоть как-то на лошадь воздействовать... Словом, вести лошадь нужно, взявшись за повод, и никак иначе. Двигайтесь у плеча лошади, немного вытянув правую руку вперед. Никогда не забегайте вперед лошади и не тащите ее за собой; помимо всего прочего, при этом вы теряете над ней контроль: если тянуть прямо вперед, грызло уже не лежит на положенном месте, и воздействие трензеля практически сводится к нулю, резко рванувшись вперед лошадь просто собьет вас с ног. Этого не произойдет, если вы будете идти как положено, рядом с левым плечом лошади: тогда вы сможете остановить ее, резко натянув повод, и никогда не окажетесь у нее под ногами.

     При движении по коридору не давайте лошади из любопытства соваться мордой в окошки денников других лошадей: два коня, подведенных друг к другу чересчур близко могут попытаться затеять драку. Решетка им, конечно, помешает, но конь, которого вы ведете в поводу, может начать нервничать, вертеться и вставать на дыбы. Так что рисковать совершенно незачем. Если на улице вам требуется подождать какое-то время, пока инструктор не поможет вам сесть в седло, а лошадь отказывается стоять на месте, приплясывает, задирает морду, пытаясь вырвать у вас повод, не пугайтесь и не теряйтесь. Лошадка просто подыгрывает, рваться всерьез или молотить вас копытами она не намерена - никто не даст начинающему всаднику злобного норовистого зверя. Постарайтесь успокоить и отвлечь коня, а если не получается - походите с ним в поводу, совершая небольшие круги и следя за тем, чтобы не приближаться к другим лошадям.

     СНАРЯЖЕНИЕ ВСАДНИКА
     Обувь должна обязательно иметь гладкую, не рифленую подошву и каблук высотой не менее 2-3 см. Между подошвой и каблуком не должно быть глубокой впадины, как бывает на некоторых моделях обуви. Все это нужно для того, чтобы нога не могла проскочить глубоко в стремя и там застрять. Если такое все-таки вдруг произошло, немедленно верните стремя в нормальное положение: на самую широкую часть ступни. Лучше потерять стремена, чем застрять в них. Если вы просто упадете с лошади, это еще полбеды, но если при этом у вас застрянет в стремени нога, во-первых, вы упадете головой вниз, а во-вторых лошадь потащит вас за собой и освободиться вы не сможете. Это одна из самых больших опасностей, которые подстерегают всадника! Поэтому никогда не садитесь верхом без соответствующей обуви! Лучше, если это будут сапоги с высокими голенищами, поскольку путлища иногда натирают ноги.

     Что касается остальной одежды, она должна быть удобной и не стеснять движений. Например, штаны должны быть достаточно эластичны, чтобы не мешать высоко поднимать ноги. Это могут быть штаны из тянущегося материала или просто достаточно свободные, Однако свободные штаны не должны собираться в складки на разрезе ног, седалище или на колене. Не стоит также надевать штаны с толстыми швами по внутренней стороне бедра, как, например, на некоторых джинсах - эти швы будут натирать вам ноги.



 
  Нашлось 3 адреса www.avtozalog.ru Автоломбард Москвы, кредит под залог авто, ссуда под... | Туристические подарочные сертификаты подарочные карты.
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Экстремальный портал VVV.RU
Copyright "Команда-46", 2004-2008г.г.
Hosted by uCoz