Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Вооружение парусного судна

     Вооружение парусных судов включает в себя паруса, рангоут и такелаж.

     Паруса

Рис.34. Парусность бермудского кэча     Паруса — это главная часть вооружения яхты, ее движитель. Шьют их из отдельных полос парусины — полотнищ. (На рисунке 34 парусность бермудского кэча: 1—грот; 2—бизань; 3—стаксель; 4 — бизань-стакссль (апсель); 5-—генуэзский стаксель; 6 — штормовой стаксель; 7 — трисель; 8 — спинакер. Швы, соединяющие полотнища, располагаются под прямым углом к задней кромке — шкаторине — паруса. Треугольный парус имеет переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины, независимо от того, грот это, кливер, стаксель или иной парус. Четырехугольный парус имеет еще верхнюю шкаторину. гротов.

    У треугольного паруса различают фаловый, шкотовый в галсовый углы. У четырехугольного грота, имеющего два верхних угла, передний угол называется верхним галсовым, задний — нок-бензельным. Передний нижний угол носит название нижнего галсового, задний, как и у треугольного паруса, — шкотового угла.

    На рис. 35 и 36 показаны основные части треугольного и четырехугольного

    Для прочности по шкаторинам парус обшивается ликтросом — специальным тросом отлогого спуска.
Рис.35. Бермудский грот и его части
    Углы паруса и другие места, подвергающиеся большим нагрузкам, усиливают боутами—накладками из парусины соответствующей формы. Ликтросы и боуты составляют как бы раму, которая препятствует излишнему растяжению паруса. Ликовке обычно подвергаются передняя, нижняя и верхняя шкаторины парусов, задняя же ликуется только частично (у углов). У передних парусов (стаксель, кливер) чаще всего ликуются только передняя шкаторина и углы, у спинакера — все шкаторины очень тонким стальным тросом. Передняя шкаторина передних парусов иногда ликуется стальным тросом. Штормовые и некоторые дополнительные паруса, о которых речь пойдет дальше, ликуются по всем шкаторинам.

    Задняя шкаторина грота всегда имеет больший или меньший выгиб наружу — горб, который не может стоять без поддержки тонких деревянных дощечек — лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Латы должны входить в карманы плотно, но без излишнего усилия. Карман делают длиннее латы на 2—4 см. Латы могут быть короткими и сквозными. Короткие латы делают тоньше у внутреннего и толще у наружного конца; самое тонкое место у сквозных лат — примерно на одной трети длины от внутреннего конца, чуть толще они у внутреннего и еще толще у наружного конца.

    Латы делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень, сосна, орех и др.) Рис.36. Гафельный грот и его части или из слоистых пластиков типа текстолита. Чтобы они не упирались во внутренний торец кармана и надежно поддерживали заднюю шкаторину, внутрь кармана обычно вшивают резиновую полоску, которая оттягивает лат наружу.

    Сквозными латами можно регулировать в небольших пределах величину и положение «пуза» паруса.

    Для предохранения задней шкаторины от растяжения внутрь ее кромки пропускают тонкую крепкую снасть— булинь, который можно подтянуть или ослабить — выбрать или потравить, в зависимости от условий работы паруса. Булинь одним концом заделывается около фалового (нокбензельного) угла; другой его конец выходит около шкотового угла. У генуэзских стакселей иногда ставят булинь по нижней шкаторине, чтобы регулировать «пузо» паруса в нижней его части. Поперек паруса, параллельно нижней шкаторине, проделаны ряды люверсов — окантованных отверстий, через которые при уменьшении площади паруса — взятии рифов — пропускаются тонкие снасти, называемые риф-штертами. Эти ряды люверсов усилены полосками парусины—риф-бантами. В настоящее время сплошные риф-банты применяют редко, чаще — в виде ромбовидных накладок около каждого из люверсов. Обычно их делают два-три ряда, почему и говорят свзять два (один, три) ряда рифов», то есть уменьшить парус настолько, чтобы притянуть к гику второй (первый, третий) ряд риф-бантов. У концов риф-бантов делают риф-кренгельсы — веревочные петли с заделанными внутрь металлическими кольцами—коушами. В передний риф-кренгельс продергивается штык-болт, а в задний—риф-шкентель—снасти, которыми парус при рифлении притягивают к гику. Кренгельсы также заделываются по углам парусов.

    Чтобы увеличить ширину треугольного грота в верхней части, к боуту фалового угла крепят или вставляют внутрь небольшую головную (фаловую) дощечку, ширина которой ограничена правилами обмера.

    Грот крепится к гику своим галсовым углом обычно за соответствующую оковку у пятки (внутреннего конца) гика с помощью такелажной скобы или болта. Нижняя шкаторина грота растягивается вдоль гика грота-шкотом — специальной снастью, заделанной в кренгельс шкотового угла. Передняя и нижняя шкаторины крепятся к гику или мачте одним из следующих способов:

    — шкаторина продергивается внутрь круглого паза с губками (лик-паза) на гике или мачте;

  — через люверсы по шкаторинам пришиваются ползуны,которые либо входят внутрь охватывающего их рельса, либо сами охватывают рельс;

    — шнуровка, продернутая через люверсы по шкаторинам и охватывающая гик (или гафель); на гафельном гроте таким образом крепится передняя шкаторина — тогда шнуровку называют слаблинем;

    — охватывающие мачту кольца, которые прикрепляются к передней шкаторине гафельного грота; эти кольца называют сегарсами. Чтобы при постановке грота сегарсы не заедали, спереди их соединяют тонким тросом; расстояние между ними должно быть равно расстоянию между люверсами на передней шкаторине.

    Передние шкаторины передних парусов соединяются со штагами карабинами (их привязывают к передней шкаторине и надевают на штаг) или такелажными скобами—мочками (см. рис. 51).

    Рангоут и стоячий такелаж

    Главной частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее.

    На современных яхтах широко распространен металлический рангоут из легких сплавов; на больших яхтах встречается и стальной. Металлический рангоут легче деревянного, не меняет веса при изменениях влажности, не гниет.

    Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и опирается в степс — деревянную или металлическую подушку, укрепленную на киле яхты. Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе, ее расклинивают деревянными клиньями, а чтобы в щели не протекала вода, покрывают пяртнерс чехлом в виде рукава — брюканцем, который охватывает мачту верхним обрезом, а нижним плотно надевается на оковку, окружающую пяртнерс.

    На многих современных крейсерско-гоночных яхтах степс мачты устанавливают прямо на палубе. Благодаря этому мачта не занимает места в каюте, а поскольку она не опирается на киль, то обшивка в районе степса не испытывает повышенной нагрузки. В результате деревянная яхта меньше течет.

    Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной в пасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами. Складные мачты очень удобны для речных и озерных плавании, когда приходится часто проходить под низкими мостами, проводами и другими препятствиями. Убрать и поставить снова такую мачту для хороших матросов дело 10— 15 минут даже на яхте парусностью 40— 60м2.

    Самое толстое место у мачты находится примерно на середине высоты переднего треугольника. К шпору и вершине переднего парусного треугольника мачта тоньше на 10—15%, а к топу— на 40—50%. Естественно, что при топовом стакселе, когда вершина переднего треугольника совпадает с топом мачты, максимальный диаметр ее придется на середину, а диаметры у шпора и топа будут одинаковы — 85—90 % максимального. Металлические мачты при вооружении с топовым стакселем делают просто цилиндрическими.

    Стоячий такелаж состоит из вант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам, штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, и бакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается.

    На бермудских мачтах верхние концы стоячего такелажа крепят к оковкам особой формы, охватывающим мачту и закрепленным на ней болтами или шурупами.

    На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту

Рис.38. Проводка вант     Если на яхте две пары вант, то верхние называют топ-вантами, а нижние— основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распирают краспицами (рис. 38).

    Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами. Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние.

    Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные — слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты.

    Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, — по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).

    На гоночных швертботах часто обходятся одной парой вант, проведенных позади мачты и распираемых краспицами так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким образом, при усилении ветра уплощается грот.

    На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы. На рис. 38 показаны различные способы проводки вант.

    Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называют основным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называют топ-штагом, штаг, на котором ставится кливер, кливер-леером.

    У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумя ахтер-штагами, идущими на корму судна.

    Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам — шпрюйтам. На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты — тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот.

    Если бакштагов две пары, то те, что проведены выше стаксель-штага, называют фордунами; а бакштаги, проведенные ниже основных, — нижними.

    На многих современных гоночных яхтах стоячий такелаж не столько поддерживает мачту от изгиба, сколько ограничивает этот изгиб. Речь идет о так называемом гибком рангоуте, стоячий такелаж которого проводится и регулируется так, чтобы мачта имела возможность прогнуться под действием ветра. Основная роль такого прогиба — регулирование «пуза» паруса. Чем сильнее ветер, тем, вообще говоря, меньше должно быть «пузо». А так как прогиб мачты увеличивается с усилением ветра, то величина «пуза» паруса регулируется как бы автоматически по силе ветра.

    Гибкий рангоут сейчас применяется почти на всех гоночных швертботах и на многих яхтах, в том числе и на крейсерско-гоночных.

    У двухмачтовой яхты к названиям частей стоячего такелажа прибавляется название мачты (например, бизань-ванты, основные грота-ванты, грота-штаг, фор-топ-штаг, бизань-бакштаг и т. д.). Двухмачтовые яхты часто имеют еще штаг-карнаки, соединяющие топы мачт.

    У иола и кэча штаги бизань-мачты мешали бы свободному переходу грота с борта на борт, поэтому передние основные бизань-ванты выносят настолько вперед, что они заменяют штаги.

Рис.40. Винтовой талреп     Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путесах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами — винтовыми стяжками (рис. 40).
Рис.41. Передвижной вертлюг гика
    Гик—горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называется грота-гик, гик бизани — бизань-гик, гик фока — фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой, противоположный конец — ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощи галс-оттяжки (рис. 41).

     На ноке гика укрепляются оковки для присоединения гика-топенантов — снастей бегучего такелажа, поддерживающих нок. Шкотовый угол крепят к ползунку, передвигающемуся по рельсу. Ползун имеет шкив для грота-шкота, которым растягивается нижняя шкаторина гика. Грота-шкот крепится на утку или стопор на гике или вяжется вокруг гика.

    На крупных яхтах риф-шкентели проводят через бисы—деревянные планки или оковки со шкивами (рис. 42). На малых яхтах устройство много проще.
Рис.42. Нок гика
    Блоки гика-шкотов, то есть снастей, посредством которых управляют гиком, подвешивают к гику на стропах из проволочного троса или оковках, прикрепленных к гику болтами. Если гик имеет патент-рифы, то их подвешивают на открытых бугелях, снабженных роликами. При взятии рифов гик с наматываемым на него парусом вращается внутри такого бугеля. Ноковую оковку гика с патент-рифом делают вращающейся вокруг оси гика; к этой оковке крепят топенанты и, если нужно, подвешивают блоки гика-шкотов, обходясь таким образом без бугелей.

    Гики бывают круглого, овального или прямоугольного сечения. Самая большая толщина у гика примерно в середине или ближе к пятке; к концам он суживается процентов на 20—30. Гики под патент-риф делают круглыми и равного диаметра по всей длине.

    Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеет усы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные — из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, — тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком — бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики — раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.
Рис.43. Рейки стакселей
    Когда паруса велики по сравнению с корпусом и не умещаются на нем, с носа выдвигается (выстреливается) горизонтальное рангоутное дерево — бушптрит. Наружный конец его называют |ноком, а внутренний — шпором, как у мачты.

    Бушприт имеет следующий стоячий такелаж: ватер-штаг, соединяющий его рок с форштевнем, и ватер-бакштаги, соединяющие нок с бортами судна. Ватер-штаг отводится от бушприта краспицей, которая здесь носит название мартин-гика, а ватер-бакштаги — краспицами, именуемыми блинда-гафелями.

     Кроме перечисленных частей рангоута на яхтах применяют спинакер-гики (для дополнительных парусов спинакеров), а также рейки стакселей и кливеров (рис. 43). Рейки стакселей иногда называют стаксель-гиками.

         Бегучий такелаж

    Бегучий такелаж состоит из фалов, шкотов, галсов, топенантов и брасов. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа), закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым. Названия фалов, которыми поднимают треугольные паруса (бермудские паруса, стаксели, кливеры, топсели и др.), складываются таким образом: к слову «фал» прибавляют название соответствующего паруса, например грота-фал, бизань-фал, стаксель-фал, кливер-фал и т. д.

    Гафельный парус поднимают двумя фалами. Пятка гафеля поднимается гарделью, а нок — дирик-фалом.

     Фалы имеют тали, увеличивающие силу подъема приспособления из блоков и тросов.

    Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей—лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Различные виды талей показаны на рис. 44. Сколько лопарей в талях, во столько раз длиннее надо взять конец для образования талей.

Рис.44. Некоторые способы проводки гика-шкотов     Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки (рис. 45), которые состоят из шкива—диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть, нагеля — оси шкива, оковки с отверстием для оси и щек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.

    Для облегчения работы делают так называемые патентованные блоки, у которых шкивы вращаются на роликах, катающихся между шкивом и нагелем.
Рис.45. Пластмассовый блок и его части
    Мы говорили, что выигрыш в силе талей примерно равен числу лопарей. Трение шкива по оси и о щеки, трение троса, его жесткость существенно увеличивают потери силы.

    Коэффициент полезного действия блока (КПД) тем меньше, чем больше трение шкива по оси и о щеки, больше перегиб троса и трение самого троса. При нормальной конструкции и размерах блока его к. п. д. составляет около 90%; значит, сила на ходовом конце на 10% больше, чем на коренном. Если тали сложной конструкции, то потери довольно велики: в частности, на талях в три лопаря (рис. 44) на ходовом конце надо прилагать силу не 0,33 кг, а примерно 0,41 кг, а при пяти лопарях—не 0,2 кг, а 0,34 кг, т. е. на 70% больше теоретической силы.

    При прочих равных условиях к. п. д. блока тем больше, чем больше отношение диаметра шкива к диаметру нагеля и диаметру троса. Поэтому надо, чтобы относительные диаметры блоков были достаточно велики. Практика показала, что диаметр шкива (по канавке для троса) не должен быть меньше четырех-пяти диаметров троса, а толщина шкива—не менее 1,4—1,5 диаметра троса. В противном случае тали будут давать столь малый выигрыш в силе, что такелаж окажется не бегучим, а скорее ползучим.

    Блоки бывают одношкивные, двух-шкивные, реже — многошкивные.

    На современных яхтах вместо талей часто применяют небольшие лебедки, фаловые и шкотовые, сильно упрощающие конструкцию и облегчающие работу с бегучим такелажем.

    Для управления парусами служат шкоты. В зависимости от паруса шкоты называют кливер-шкот, стаксель-шкот и т.д. Шкоты парусов, привязанных к гикам, носят название гика-шкотов (на одномачтовых яхтах), бизань-гика-шкотов, грота-гика-шкотов и фока-гика-шкотов (на двухмачтовых яхтах). Если грот не имеет гика, парус управляется грота-шкотом (бизань-шкотом, фока-шкотом, трисель-шкотом ).

    Так как управление гика-шкотами требует значительных усилий, то их проводят в виде талей.

    Проводка гика-шкотов может быть выполнена самыми разнообразными способами, но все их можно разделить на две группы: в один конец и в два конца. При проводке в один конец коренной конец гика-шкота крепится на гике, а ходовой проходит поочередно через ряд блоков на палубе и гике, образуя тали гика-шкота. При проводке в два конца оба конца ходовые, и с ними можно работать или вместе, или поочередно, закладывая один из концов на палубе.

    Шкоты передних парусов должны быть проведены таким образом, чтобы тяга шкота проходила примерно по линии, соединяющей шкотовый угол паруса с точкой, лежащей на расстоянии, составляющем 40% длины передней шкато-рины от галсового угла. На палубе шкоты проходят через кипы — втулки с отверстиями для шкота или через блочки, которые можно передвигать по рельсам для точной настройки. По ширине кипы должны быть поставлены таким образом, чтобы линия, соединяющая точку крепления галсового угла на палубе с центром кипы, составляла с диаметральной плоскостью яхты угол не менее 10—12. Это не всегда удается на сравнительно узких гоночных яхтах.

    Тогда прибегают к разного рода оттяжкам шкотов между кипой и шкотовым углом. Таким образом регулируют натяжение задней шкаторины стакселя, обеспечивая его правильное взаимодействие с гротом.

    Снасть, которая оттягивает галсовый угол паруса к гику, бушприту или палубе, называется галсом. Галсовые углы парусов на мелких яхтах и швертботах крепят прямо на оковки рангоута или корпуса, то есть без галсов в прямом смысле этого слова. Галсы передних парусов делают в виде галс-оттяжек. Ими часто снабжают вертлюги гиков, если они передвижные (см. рис. 41). В этом случае фал выбирается в ординар или талями в два лопаря, а полное натяжение шкаторины достигается при подбирании галс-оттяжки.

    Кливер, идущий на бушприт, крепится галсовым углом к гаку (крюку) на круглом кольце — ракс-бугеле, скользящем по бушприту. Такое устройство позволяет производить все манипуляции с кливером на баке яхты, а потом уже, выбирая галс, выводить галсовый угол кливера на нок бушприта.

    Топенанты служат для поддержания нока гика на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал потравлен, чтобы гик не падал на палубу. Роль топенанта состоит в том, чтобы предохранить гик от падения на палубу, или хуже того, в воду при обрыве грота-фала, а при работах с гротом (взятии рифов, смене грота и т. п.)—поддерживать гик в нужном положения. При подходе к стоянке берут гик на топенант, чтобы обезветрить грот и потерять ход. На небольших яхтах с бермудским вооружением топенант обычно один—с топа мачты на нок гика; на судах с гафельным вооружением и на больших яхтах их два — наветренный и подветренный. Естественно, что подбирают всегда наветренный топенант.

    На ходу топенант подбирают лишь настолько, чтобы он имел небольшую слабину при туго выбранных гика-шкотах, иначе грот будет стоять неправильно.

    Дополнительные и штормовые паруса

    В гонках яхты несут еще дополнительные паруса, из которых главными являются спинакер и генуэзские стаксели.
Рис.47. Спинакер и его такелаж
    Спинакером называется большой пузатый парус, который ставят в дополнение к гроту на полных курсах, до галфвинда включительно, на стороне, противоположной гроту (рис. 47). Поднимают его спинакер-фалом и несут на спинакер-гике, упертом пяткой в мачту. Галсовый угол спинакера крепится к ноку спинакер-гика; шкотовый угол управляется спинакер-шкотом, проведенным снаружи вант и штага на корму.

    Спинакер-гик управляется брасом, идущим на корму, и коятр-брасом, идущим на бак. Для того чтобы нок спинакер-гика не опускался и не поднимался, применяют спинакер-гика-топенант и оттяжку спинакер-гика. Оба конца спинакер-гика имеют оковки для быстрого соединения с проушиной на ползуне, который скользит по рельсу, поставленному на передней кромке мачты, или с неподвижной оковкой. Обычно оковка на ноке спинакер-гика имеет вид крюка с защелкой, которая может быть вдвинута тросиком, серединой заделанным за спинакер-гик, а концами — за защелки. Рис.49. Трисель

    При слабых и средних ветрах на курсах полный бейдевинд и при лавировке применяют так называемые генуэзские стаксели — передние паруса большой площади, которые ставят вместо стакселя (на крейсерских яхтах — вместо всех передних парусов на топ-штаге).

    Штормовые паруса ставят в штормовую погоду. Они отличаются от лавировочных меньшими размерами и повышенной прочностью — их шьют из более прочной парусины. Наиболее часто применяются трисели и штормовые передние паруса: штормовой стаксель, штормовой кливер и т. д. К штормовым парусам относятся также штормовые гроты, имеющие меньшую площадь, чем обычный полномерный грот.

    Трисель (рис. 49) ставят вместо грота и поднимают грота-фалом (при бермудском вооружении) или гарделью (при гафельном). Управляется он трисель-шкотом, заложенным на шкотовый угол и проведенным на корму яхты таким образом, чтобы линия тяги шкота делила шкотовый угол триселя примерно пополам.

    Трисель не имеет гика; обликован он по всем шкаторинам. На маленькой яхте вместо триселя можно использовать крепкий стаксель, поставив его передней шкаториной на мачту.

<< На главную страницу Следующий урок >>
 
  Редукторы Walcom и Sata. Цифровой манометр давления в Москве. | подать объявление в журнал недвижимость и цены | Мостового крана - кран мостовой 5т.
Экстремальный портал VVV.RU
Copyright "Команда-46", 2004-2008г.г.
Hosted by uCoz