Чуфут-Кале
Чуфут - Кале (по татарски "иудейская крепость") - ныне "город мертвых",
так как живые все почти отсюда выселились. Жизни здесь совсем нет -
вымерли улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное
отсутствие людей.
Это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых
городов: экскурсоводы, урны для мусора, книжечки с описанием достопримечательностей,
кафешка и ….. собиратели бабок с бедных туристов.
В прошлом году ещё открылась новая достопримечательность – колодец Тик-Кую
– тоже за дополнительные бабки. Желания посетить не было совершенно
– поэтому ничего толкового сказать не можем. По желанию можем посетить,
но стоимость равна стоимости посещения Чуфут-Кале.
Чуфутка располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога,
господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила
неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив
естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки
дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв., после
гибели соседнего Кыз-Кермена. По свидетельству арабского географа XIV
В. Абульфеды, в XIII в. в Чуфут-Кале жили аланы – самое могущественное
из позднесарматских племён иранского происхождения.
Чуфут-Кале находиться недалеко от конечной остановки городского автобуса
«Вокзал-Чуфут-Кале». Вверх уходит старая каменистая дорога. Отсюда хорошо
видны три скалистых мыса. В нескольких сотнях метров за ним, в балке
Ашлама-Дере, пять веков назад крымские ханы возвели руками невольников
свой первый дворец, ныне не существующий. Но зато хорошо сохранился
мавзолей (дюрбе), расположенный на территории современного Дома инвалидов.
В нем похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын
Менгли-Гирея. Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание
с красной черепичной крышей; это бывшее медресе —высшая мусульманская
духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит
к остаткам христианского Успенского монастыря. (о нём отдельно). Здесь
сохранились дом игумена и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственного
и культового назначения, пещерные кельи в громадах отвесных скал, гостиный
дом и другие здания. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому
кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.
После осмотра Успенского монастыря продолжайте путь вверх по ущелью.
Дорога идет большей частью в тени, среди зелени, слева — роща вековых
деревьев грецкого ореха, по пути много лещины, кизила, можжевельника,
встречаются дикая груша и лиана ломонос. В нескольких десятках метров
от скита — братское кладбище советских воинов, погибших в Великую Отечественную
войну. Еще выше встретятся пещеры, высеченные в отдельных камнях. Вероятно,
это остатки деревушки Мариамполь. Недалеко отсюда в зарослях обнаружен
могильник VI—VII веков.
Как только достигнете источника, откроется необычное зрелище — на голубом
фоне неба четко выделяются строения «воздушного города», как назвал
Чуфут-Кале один из современников А.С. Пушкина. Кажется, что его дома
и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной
отвесной скале.
Вопрос о времени возникновения города является дискуссионным. Некоторые
исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и многие "пещерные города"
Крыма, был построен Византией в VIв. в для защиты Херсонеса Таврического
от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XIвв.,
связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений.
По свидетельству арабского историка и географа первой половиы XIVв.
Абульфеды, до захвата Крыма татарами в Чуфут-Кале жили аланы - позднесарматское
племя иранского происхождения. Родственные по культуре и языку скифам,
предки современных осетин, аланы начали проникать в Крым в IIIв.н.э.
из придонских прикаспийских степей. Поселившись в горной части полуострова,
они и приняли христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.
К концу XIIIв. площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были
застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными
зданиями. Остальную часть использовали под огороды и пастбища. С южной,
западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления:
здесь плато круто обрывается вниз. С восточной стороны вход в город
закрывала мощная крепостная стена.
И все же в XIIIв. город был повержен; в 1299г. после осады его захватил
татарский бей Яшлавский. По-видимому, в конце XIV - начале XVв. татары
поселили здесь караимов, которым вменялось в обязанность восстановление
всего разрушенного и строительство новых сооружений. Площадь города
увеличилась вдвое. Татары назвали его Кырк-Ором (сорок укреплений) (Дотатарское
название города осталось неизвестным). Довольно скоро Кырк-Ор стал первоклассной
для своего времени крепостью. Особенно большую роль она сыграла в период
борьбы крымских ханов с Золотой Ордой за свою независимость. По мере
усиления Крымского ханства значение Кырк-Ора постепенно ослабевает середине
XVIIв. татары покинули его, оставив там караимов. С того времени город
на плато стал называться Чуфут-Кале (Иудейская крепость). После присоединения
Крыма к России караимы переселились в города Евпаторию, Бахчисарай,
Ялту и другие Крыма.
Преобладающей частью населения города стали караимы - особая в этническом
и религиозном плане группа последователей Пятикнижия Моисеева - ветхозаветной
Библии. В 1854 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В Чуфут-Кале
поднимаются по древней, вымощенной камнем, дороге и входят через Южные
ворота, построенные, очевидно, в XIV веке и надежно защищавшие крепость
от врагов….
История становится более ясной с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского
из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских
легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале, пока в конце
концов не пошли на хитрость: создали видимость наступления большого
войска... День и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды.
Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность
защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную
стену в уязвимом месте и ворвались в крепость.
Захватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в
рабство... Они разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему
— Кырк-Ор. Первоначальное название города не установлено
На рубеже XIV и XV веков караимы-ремесленники построили вторую оборонительную
стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал
крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.
По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV
веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она
укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период
их борьбы с Золотой Ордой.
В конце XV века уже Менгли-Гирей (1467 – 1515 гг.) заключил договор
с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду.
После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора
как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную
столицу — Бахчисарай.
Кырк-Ор оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения
знатных пленников. В конце XV века здесь находился в заточении литовский
посол Лез, а в 1648 году — польский гетман Потоцкий. Подобной же участи
иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1572
году в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года
томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров (1692 –
1695 гг.), посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой
же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный
политический деятель при Петре I. Хан тоже посадил его в тюрьму, где
князь просидел три года. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского
воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен
в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев
об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев
любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское
правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить
свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и
провел он там двадцать один год.
Только в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Беспомощным,
искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину. Мужество,
непреклонная воля, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести
долгие годы тяжкой неволи. Но жить на свободе не пришлось. Через полгода
он умер.
В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и
мог себя выкупить. Бедняков продавали в заморское рабство в Кафе — главном
центре работорговли на полуострове или в Бахчисарае. Многие влачили
рабское существование в Крыму.
С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только
караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть
Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». После ухода
татар караимы жили здесь еще больше двух столетий.
Караимы являются потомками древних тюркских племён, входивших в состав
Хазарского каганата в VIII – X в. Они переняли от иудейской религии
вероучение караимизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской
ветхозаветной библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово "караим"
стало этнонимом – названием народности.
Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде
не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и
свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством.
У более зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае.
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами.
Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило
им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории
империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его
суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.
В 1901 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В путеводителе конца
прошлого века читаем: «Вряд ли еще где найдется город, который производил
бы столь сильное, подавляющее впечатление полным отсутствием жизни».
Подготовлено
MariMagdalina
|