Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Чего ждать от TUI

Второе пришествие немецкого гигант

а Планируя свою вторую российскую кампанию, концерн TUI явно провел работу над ошибками и теперь вроде бы не наступит на те грабли, которые нанесли ему сокрушительный удар в начале девяностых. Но успех немецкому монстру, по мнению экспертов, все равно не гарантирован.

Уже среди нас

О перспективе появления на российском рынке концерна TUI говорили как о страшном суде. Мол, придет западный гигант со своими колоссальными производственными мощностями, и кто из наших в итоге останется на плаву – большой вопрос. Но в то же время многие уже не верили, что это пришествие состоится. Слишком долго в отрасли муссировались слухи о покупке немецким концерном то одного, то другого московского оператора, и каждый раз все заканчивалось ничем.

 

Потому, естественно, информацию о совместном проекте TUI и «Мостравела», которая просочилась на рынок в июне, мало кто воспринял всерьез. Тем более обе компании категорически утверждали, что никаких видов друг на друга не имеют. Но 1 августа они публично опровергли собственные заявления и сообщили рынку о создании совместного предприятия TUI Mostravel Russia (TMR). Планы нового СП официально озвучил Франц Лайтнер – куратор проекта с немецкой стороны; его эксклюзивное интервью читайте в сентябрьском выпуске журнала «Горячая линия. Туризм» (стр. 22).

Итак, TUI уже здесь, среди нас. Работает, как простые смертные, на турецком и египетском направлениях. Почему именно на них? Видимо, потому, что все остальное в отечественном формате для немецкого монстра слишком мелко и нестабильно. Почему именно с «Мостравелом»? На этот счет есть любопытная неофициальная версия: изначально немцы хотели слияния с кем-то из лидеров рынка. И якобы «ТЕЗ ТУР» был готов продать часть своих акций, но TUI не устроила цена. Потом западный концерн, по данным из осведомленных источников, вел переговоры с компанией «Пегас Туристик», но та по неким причинам «продаться» отказалась. Оставалось поискать партнера в операторских слоях medium well, и здесь оптимальным партнером оказался именно «Мостравел». Потому что, во-первых, имеет ассортимент, отвечающий планам TUI, а во-вторых, давно и плотно сотрудничает с египетской род-ственной структурой концерна, компанией Travco. Через нее можно просканировать объемы, финансовые результаты российского оператора и получить, таким образом, более или менее четкое представление о состоянии его дел. (Сканировать что бы то ни было непосредственно в Москве – задача куда более трудоемкая.)

Немцы на убытки не идут?

А теперь самый животрепещущий вопрос: удастся ли крупнейшему в мире туристическому концерну занять ключевую позицию на отечественном рынке? Эксперты отвечают примерно так: «Да, но…» Но – только при двух условиях. Первое: для успешной игры на нашем поле следует учитывать «особенности национальной охоты». Второе: данный проект необходимо поддерживать очень серьезными и продолжительными финансовыми вливаниями. Много лет назад, во время своей первой российской кампании, немцы не сделали ни того, ни другого и были вынуждены признать поражение.

В начале 90-х TUI вывел на московский рынок свою родственную структуру из Испании «Ультрамар-экспресс» и под этим брендом, не вступая в альянс ни с одним из местных игроков, некоторое время делал неплохие объемы на испанском направлении. Его сильной стороной была собственная перевозка. «Но потом стали появляться местные брокеры, которые ставили более экономичные чартеры, – вспоминает Александр Скалин, руководитель компании «Время-тур», которая тогда играла с «Ультрамар-экспресс» на одном поле. – И это подорвало бизнес немцев. Они упорно продавали только турпакеты, не понимали, что в момент «горения» надо распродавать отдельно билеты. И несли серьезные финансовые потери. Сами сотрудники московского «Ультрамар-экспресс», может, и смогли бы в нужный момент принимать правильные решения, но им не давали такого права – по всем рабочим вопросам они обязаны были советоваться с головной зарубежной структурой. Естественно, «Ультрамар» не успевал за конъюнктурой».

Говорят, впрочем, что убыточной компанию делала еще и характерная немецкая законопослушность (читай, кристально белая бухгалтерия). Так ли это, судить трудно. Но ясно, как день, что в любом случае TUI при желании смог бы спасти свой российский проект посредством нескольких финансовых инъекций и антикризисного менеджмента. Почему он не сделал этого? Наиболее вероятную причину озвучила в интервью «ЧиГ» первый заместитель генерального директора «Капитал Тура» Татьяна Сергеева: «Насколько я знаю стиль и методы западных менеджеров, они в крайнем случае готовы работать в ноль, но терять деньги – нет, на это они не идут».

 

Судя по тому, как спланировал TUI свое второе пришествие в Россию, он провел очень серьезную работу над ошибками. Во-первых, объединился с местным игроком, знающим рынок. Во-вторых, взял в СП лишь 34% акций, то есть заведомо отказался от претензий на контроль за оперативными решениями. Но… крупные финансовые транши из Германии фирме TUI Mostravel Russia, видимо, пока не светят. В своем интервью «ГЛ» Франц Лайтнер заявил об этом почти прямым текстом.А какие в таком случае преимущества от объединения с концерном получил «Мостравел»?Марка TUI? Российскому потребителю она неизвестна, а на раскрутку требуются деньги.Собственная отельная база TUI? Она, конечно, позволит работать в ноль на отправке, если немцы согласятся делиться с новым российским родственником прибылью от приема. Но в этом нет ничего эксклюзивного – лидеры турецкого и египетского направлений давно уже нашли возможности работать как раз по аналогичной схеме.

Мягкие условия бронирования, то есть возможность не замораживать надолго в отелях деньги? И это не дает новому игроку каких-то особых преимуществ – на подобных рынках нет острого дефицита наземки, такого, как, например, в ОАЭ.

Без революций

В общем, TUI не создал своей московской «дочке» каких-то тепличных условий. «Условия, пожалуй, будут даже в чем-то более суровыми, чем для остальных, – предположил один из экспертов. – Потому что наши новые турвласти увлечены идеей поддержки отечественного производителя, и это СП для них – хороший повод продемонстрировать свою последовательность и подкрепить громкие заявления делом».

Как бы то ни было, у самих немцев явно нет намерения сейчас же устроить в России революцию. «Застолбить место на нашем рынке, от которого в течение ближайших нескольких лет мировой туризм ждет резкого прорыва, – такова, судя по всему, сегодняшняя стратегическая цель TUI, – резюмировал общее мнение руководитель «Натали Турс» Владимир Воробьев. – Это не повод впадать в панику и заламывать руки. Но, безусловно, повод заблаговременно укрепить тылы».

 
Автор: Наталья Меньщикова

По материалам ИС Служба БАНКО

 
www.ptoservis.ru - канат талевый | Защита персональных данных работника статьи. | маникюр цены москва
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz