Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Бортовые страницы

На год или пожизненно?
Разрешены полеты «шумных» Ил–86 в Египет


 

11 мая стало известно, что Министерство гражданской авиации Египта продлило разрешение на полеты над территорией страны российских самолетов, превышающих нормы Чикагской конвенции по шумам.
Другими словами, теперь еще в течение года во всех египетских городах, правда, кроме Каира, сможет приземляться флагманский авиалайнер отечественного турбизнеса – Ил-86. Эксперты считают, что на самом деле это означает пожизненный допуск «шумного» самолета в страну. Полгода назад, когда выдавали предыдущее разрешение, такой уверенности не было ни у кого.

Дилемма пускать или не пускать шумные российские машины в Египет появилась одновременно с возникновением планов авиационных властей арабской страны делегировать собственному национальному перевозчику права на «эксплуатацию неба» между нашими странами. В ноябре 2003 г. египетская авиакомпания Egypt Air объявила о своем выходе на российский рынок с самолетами «Аэробус». Ее лобби в местном правительстве стало добиваться запрета или хотя бы ограничения на полеты главного лайнера-конкурента – Ил-86.
Тем более что для этого были все условия: 30 декабря заканчивался срок предыдущего разрешения, да и подходящий повод для отказа нашелся – Чикагская конвенция по шумам уже послужила причиной запрета стран Европейского Союза на полеты некоторых моделей наших самолетов. Тогда отечественных авиаперевозчиков с успехом потеснили европейские авиакомпании.

Однако с приходом Egypt Air в Россию все прошло не так гладко. Пока разрешение для «Илов» еще действовало, египтяне запустили пробные рейсы. Результат: два раза самолеты этой компании выезжали за пределы взлетных полос столичных аэродромов, задержки в расписании доходили до нескольких суток. Консолидаторы перевозок – «Инна Тур» и «Дип Тур» – понесли значительные убытки, агентства и туристы отказывались пользоваться услугами этого перевозчика.
Как рассказывает коммерческий директор «Инны Тур» Дмитрий Горин, оснащенные великолепной техникой египтяне не могли решить элементарных проблем, не хватало квалификации персонала. Потребовалось вмешательство даже посольства страны, но и дипломаты не смогли урегулировать ситуацию.

В результате правительство Египта оказалось перед выбором – продолжать поддерживать своего проштрафившегося перевозчика, потерявшего доверие туроператоров-заказчиков в России, или вернуться к прежнему варианту, когда программы перелетов базировались на старых добрых «Илах». Потенциальный доход от авиаперевозок национальной компанией был незначительным. В то же время возможные потери принимающих компаний и отелей от снижения потока российских туристов в условиях запрета на полеты шумных машин, по подсчетам, получались колоссальные.
Хотя Egypt Air и его лобби пытались доказать, что справятся и смогут в полной степени заменить «Илы», власти страны решили не рисковать. Ведь бюджет Египта на 30% зависит от количества туристов, приехавших в страну. Россияне уверенно занимают место в первой тройке, причем с каждым годом их поток увеличивается. В результате в конце декабря власти Египта после долгих и мучительных переговоров с российской стороной все же приняли решение подождать полгода, дав добро на это время использованию наших самолетов.

Именно поэтому выдача разрешения на полеты российских «Илов» на срок после 30 июня 2004 г. была так важна и ожидаема всеми участниками рынка. Вместо обычной полугодовой санкции, российские авиаперевозчики получили «зеленый свет» сразу на год. На рынке это было воспринято как знак.
Генпредставитель «Дип Тура» Имран Назаров прокомментировал ситуацию так: «Я думаю, что теперь «Илы» будут летать в Египет до тех пор, пока их не спишут по старости. В стране пришли к пониманию, что на земле можно получить намного больший доход и рисковать не стоит. Это разрешение на самом деле не на год, оно практически пожизненное».
Это мнение разделяют и другие эксперты. Все они сходятся в одном: ради сохранения потока наших туристов Египет готов на многое. В том числе и на значительные уступки. Надо только уметь настоять на своем.

Был бы повод
«Аэрофлот» и Шереметьево столкнулись на взлетной полосе


 

15 мая, в субботу, в Шереметьево-1 автобус перронной службы аэропорта столкнулся с самолетом «Аэрофлота», буксируемым к месту пуска двигателей. Восемь человек получили легкие ранения, девятый пострадавший, находившийся за рулем автобуса, госпитализирован.
Последовавшая за этим реакция нацперевозчика заслуживает особого внимания. В произошедшем представители «Аэрофлота» поспешили обвинить водителя автобуса, а вместе с ним – и все наземные службы Шереметьево.

Наблюдатели тут же отметили: авиакомпания вполне может использовать инцидент с целью еще раз поднять тему о том, насколько плохо обстоят дела в МАШ с его ожидаемым переходом в ведение «Альфа-Шереметьево». Напомним, в январе этого года эта структура «Альфа-Групп» выиграла конкурс на право стать управляющей компанией ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».

Среди соискателей был и крупнейший акционер «Аэрофлота» – Национальный резервный банк, который стремится аннулировать итоги тендера. Представители банка объясняют свое желание тем, что «Аэрофлот» уже инвестировал $20 млн в развитие аэропорта, в частности в строительство третьего терминала, в то время как «Альфа-Шереметьево» с начала года никаких шагов для реконструкции Шереметьево не предприняла.
Но буквально через несколько дней после ЧП в «Аэрофлоте» перестали педалировать тему столкновения автобуса и самолета. Как сообщил источник в пресс-службе компании, в понедельник, 17 мая, на специальном совещании было принято решение не раздувать дело, а дождаться выводов комиссии, которая и должна определить, кто виновен в столкновении. Видимо, нацперевозчик все же посчитал, что использовать в своей PR-кампании событие, в результате которого пострадали люди, по меньшей мере некорректно.

Молилась ли ты на ночь?
ТКП и «Аэрофлот» карают за неверность


 
Транспортная клиринговая палата обещает порвать с июня отношения со всеми своими агентами, которые до сих пор сотрудничают с «Аэрофлотом». На рынке эту акцию окрестили возмездием за неверность.
Напомним, еще в апреле ТКП запретила партнерам продавать билеты на бланках нацперевозчика – под страхом расторжения контракта и отключения от системы бронирования «Сирена». Никто тогда не поверил, что это реально. А между тем Палата сразу начала выполнять озвученное решение. «Мы многих уже отключили и продолжаем отключать, – сказал в интервью «ЧиГ» руководитель ТКП Сергей Ильичев. – Потом они письма пишут, что больше не будут, и мы подключаем снова».

 
Предыстория конфликта
ТКП – структура, через которую розничные продавцы перевозки на единых стандартных бланках выписывают и оплачивают билеты более 100 авиакомпаний России и стран СНГ.
До недавнего времени одним из крупнейших поставщиков ТКП являлся «Аэрофлот», однако весной между ними разгорелся конфликт.
С 1 апреля нацперевозчик перевел своих агентов на цены нетто, а накануне предложил Палате внести аналогичные изменения в свой договор. Но получил отказ и в одностороннем порядке порвал с ТКП коммерческие отношения. С тех пор авиарынок пребывает в состоянии междоусобной войны.
 
Такие локальные меры, принимаемые в отношении рядовых участников рынка, явно оказались неэффективными: агенты продолжали работать на два фронта. Тогда Палата решилась на большой показательный процесс – 13 мая отрезала от своих ресурсов «Инну Тур», одну из крупнейших в России компаний, специализирующихся на продаже авиаперевозки.
Резонанс был огромный: проблему «Инны» долго и бурно обсуждали центральные СМИ; мало того, о ней стало известно на международном уровне, поскольку пострадали иностранные дипломаты. Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, которое является субагентом «Инны Тур», из-за билетной блокады ТКП не смогло вовремя обеспечить авиаперевозкой послов Кении и Нидерландов. Руководители «заблокированной» фирмы усмотрели в действиях Палаты нарушения антимонопольного и уголовного законодательств РФ и заявили через прессу о намерении начать судебный процесс.
Но на момент сдачи в печать этого выпуска «ЧиГ» «Инна» все еще воздерживалась от резких движений и не теряла надежды решить проблему мирным путем. «Мы ведем с ТКП переговоры о восстановлении отношений, – сказала в интервью нашему журналу директор компании по маркетингу Светлана Куркович. – Однако это возможно лишь в том случае, если Палата признает за нами право сотрудничать с «Аэрофлотом». Для нас неприемлем отказ от работы с нацперевозчиком, ведь на его билетах наша компания делает порядка 50% объема продаж. Но и доля ТКП была очень велика – около 35%…»

Итак, желая наказать «Аэрофлот», Палата нанесла одному из собственных крупных партнеров удар ниже пояса и, очевидно, обрекла саму себя на серьезные финансовые потери. Зато доказала рынку, что войну с главной авиакомпанией страны собирается вести до конца. Теперь уже ни у кого нет сомнений: массовая карательная акция ТКП действительно может состояться. Со своей стороны, «Аэрофлот» принимает аналогичные меры. Он разослал партнерам телеграмму, в которой предупредил, что запрещает своим прямым агентам и их официально зарегистрированным субагентам продажу перевозки на бланках ТКП, а в случае нарушения данного требования оставляет за собой право расторгнуть договор.
Правда, в отличие от Палаты кроме кнута нацперевозчик заготовил еще и пряник: пообещал розничным фирмам 9% комиссии за продажу внутренних пассажирских перевозок, но только при условии полного расторжения отношений с ТКП.

Более того, агентам, «репрессированным» палатой, «Аэрофлот» обещает юридическую поддержку. Очевидно, на тот случай, если кто-то из них все-таки решится подать на ТКП в суд. Однако, по мнению участников рынка, позиции самого нацперевозчика в данном случае более шатки. Дело в том, что де-юре у него нет повода отказывать в сотрудничестве розничным фирмам, работающим с Палатой: такая возможность не предусмотрена агентскими соглашениями.
Правда, как сообщил «ЧиГ» замдиректора авиакомпании по правовым вопросам Борис Елисеев, «Аэрофлот» намерен переконтрактировать своих партнеров и в новых договорах прописать, что они не имеют права продавать перевозку на бланках ТКП.
Но это дело будущего. А вот Палата уже сейчас имеет формальное основание карать за неверность. «Еще в 1999 г. наш комитет принял правило, запрещающее аккредитованным в ТКП агентствам продавать билеты по прямым договорам с перевозчиками – не членами Палаты, – сообщил в интервью нашему журналу Сергей Ильичев. – Причем сделано это было по настоянию «Аэрофлота».

Что покупает в России немецкий гигант?
Эксперты пророчат базе TUI статус испытательного полигона…


Информация о пришествии TUI в Россию муссируется в отечественном турбизнесе с такой регулярностью, что уже воспринимается как анекдот с бородой.
Но на этот раз, похоже, все серьезно: крупнейший туристический концерн Европы официально заявил о своих видах на российский рынок. 18 мая глава TUI д-р М. Френцель сообщил на собрании акционеров, что компания наконец нашла партнера в России и в течение нескольких недель подпишет с ним соглашение, «предполагающее увеличение объема своего присутствия в его бизнесе». Это, по всей видимости, означает покупку крупного пакета акций одной из московских компаний.

Имени оператора, руками которого TUI будет завоевывать Россию, г-н Френцель не назвал. За него это сделали западные СМИ. Так, по информации австрийского издания Travel Fax (выпуск от 18.05.04), партнером концерна станет турфирма МоsТravel. Любопытно, что сам «Мостравел» отрицает свою связь с TUI. В интервью Информационной службе «БАНКО» коммерческий директор компании Рабсон Мамедов прокомментировал сообщения зарубежной прессы буквально так: «Это не про нас». Коротко. Но не ясно.
То ли наши зарубежные коллеги имели в виду какого-то другого, не известного широкой публике оператора по имени «Мостравел», то ли вообще опубликовали дезинформацию. А возможно, г-н Мамедов отрицает причастность своей компании к восточноевропейскому проекту TUI, чтобы не сглазить крупную сделку. Уважая коммерческую тайну, пока воздержимся от каких-либо выводов, ограничимся несколькими порциями информации к размышлению.

Порция 1. По воспоминаниям старожилов рынка, компания «Мостравел» была создана в середине девяностых при участии Oeger (немецкого оператора с турецкими корнями) и первое время работала под брендом Mosoeger. Вскоре иностранные инвесторы вышли из дела, якобы по той причине, что сочли русские объемы для себя неинтересными. Тем не менее сам факт «немецкого происхождения» «Мостравела» в данном контексте важен.

Порция 2. Перед началом сезона-2004 появились неофициальные сведения о том, что 80% акций «Мостравела» купила египетская фирма Travko. А это родственная структура TUI, на основании чего наши зарубежные коллеги и могли сделать далеко идущие выводы. Впрочем, сам «Мостравел» свое сближение с Travko также не подтвердил.

Порция 3. TUI – мультипрофильник, работающий на всех востребованных курортах мира. И вряд ли ему интересен эксклюзивный российский партнер, специализирующийся главным образом на Турции и Египте, каковым и является «Мостравел». Эксперты считают, что реально у концерна два варианта: либо купить несколько узкопрофильников, либо остановиться на какой-либо универсальной турфирме – показательно, что ранее немецкий оператор вел переговоры в России с компаниями широкого охвата направлений, а в качестве главного претендента рассматривал «Инну Тур».
Если прогноз верен, проект покупки «Мостравела» не единственный и от TUI надо ожидать объявления о новых сделках с российскими туроператорами. Нельзя исключать и других версий, к примеру, о том, что московская компания воспринимается западным гигантом как некий опытный полигон, с помощью которого можно отработать технологии деятельности на российском рынке.

 
Автор: Алексей Дуэль
Наталья Меньщикова

По материалам ИС Служба БАНКО

 
escalade cadillac. | цветы
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz