Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Небоскребы на экспорт

 Если в Европу едут полюбоваться историческими памятниками, то в Америку - заглянуть в будущее. И первое, что поражает европейцев в этой стране, - фантастическая архитектура городов, громады рвущихся ввысь небоскребов. Вот уже почти сто лет они - символ Америки.

Такого смешения архитектурных стилей, как в США, не встретишь нигде в мире. Дело в том, что с самого начала заселения страны здесь не считалось зазорным копировать европейские архитектурные шедевры. Более того, скопировать точно всегда считалось и считается до сих пор в американской культуре хорошим тоном. Одновременно строились современные здания по оригинальным проектам. Поэтому здесь во всем царствует эклектика. Небоскреб рядом с колониальным особняком, дорические колонны неподалеку от функциональной коробки, широкий проспект вблизи азиатских закоулков - это Америка. Удивительно, но в отличие от Европы такие сочетания не уродуют ее облик. Возможно, потому что вся эта страна построена на контрастах.

В провинциальном городке можно встретить здание из темно-красного камня в стиле средневекового замка с затейливыми башенками, стрельчатыми окнами, зубчатой каймой крыши. Причем, возведен он по последнему слову строительной технологии и с таким совершенством, какого сами средневековые образцы достигнуть никак не могли.

Еще одна особенность психологии американцев - страсть к переменам, желание постоянно идти вперед. Здесь никогда не строят, в отличие от Европы, на века. Любая постройка, даже гигантский небоскреб, рассчитана ... максимум на 25-30 лет. Здания здесь сносят без лишних сантиментов - потому что они устарели и жить в них стало немодно и непрестижно. Кроме того, практичные американцы подсчитали, что реставрировать здания намного дороже, чем их возводить.

   Великие подражатели  

Первые поселенцы из Европы, вместе с принятыми у себя на родине укладом жизни, привычками и нравами, завозили в Америку и традиции строительства. При постройке городов они, недолго думая, обратились к приему, которым пользовались еще древние греки в VII веке до нашей эры, накладывая на ландшафт прямоугольную сетку улиц. Самое древнее изображение прямоугольного плана американского города - план Нью-Хейвена 1641 года. С этого времени у всех городов Нового Света будет такое же незатейливое расположение улиц и авеню, когда они пересекаются друг с другом под прямыми углами, а участки земли между ними отдаются под застройки.

В архитектуре США были сменявшие друг друга периоды подражания то романской, то греческой архитектуре, то немецкой готике, то испанскому барокко. Например, начиная с XVIII века и до середины XIX века, в Америке строят в стиле классицизма. Но где-то с 50-х годов его консерватизм уже перестает удовлетворять стремительно растущий бизнес и американцы все свободнее начинают обращаться с мировым архитектурным наследием. Первое слово в мировом зодчестве она произнесла только в конце XIX столетия, построив свой первый небоскреб.

Появление высоток в Манхеттене, Нью-Йорке и Чикаго подстегивали обостренная конкуренция и очень высокая земельная рента, которые заставляли архитекторов искать нестандартные решения на лишенных простора участках. Первым небоскребом американские историки называют Эквитейбл-билдинг, возведенный в Нью-Йорке в 1868-1870 гг. Здание было построено в стиле неоклассицизма и насчитывало ... всего пять этажей. Затем такие же высотные сооружения появились в Чикаго. Вновь построенные здания выражали холодную деловитость без каких-либо декораций и исторических ассоциаций. Однако с середины 1890-х вкус американской элиты вновь повернулся к эклектике, и они перестали придерживаться в строительстве небоскребов каких-либо стилей.

Считается, что высотное сооружение - "дитя четырех бабушек и дедушек": стального каркаса, лифта, высоких цен на землю и приверженности американцев к рекламе. Действительно, фирмы, владевшие высотными зданиями, начали соревнование, которое продолжается и сегодня, за честь обладать самым высоким небоскребом, а само слово "небоскреб" впервые было произнесено в Чикаго в 1884 году.

Уже в начале XX века небоскреб перестал быть новинкой архитектурной мысли, правда, к этому времени он приобрел совершенно новый облик. Это было связано с законом о зонировании, принятом в Нью-Йорке в 1916 году, который установил нормы уступов фасада, чтобы хоть как-то сохранить остатки света и свежего воздуха в быстро растущем городе.

Небоскребы приобретают неправильную ступенчатую форму. Это заставило архитекторов искать вдохновение в монументальной ступенчатой архитектуре древних цивилизаций майя, ацтеков и шумеров. Небоскребы этого поколения в настоящее время считаются самым замечательным историческим наследием стиля "арт деко". Это был исключительно городской стиль, названный неофициально "новый Вавилон".

Первым представителем этого направления стал Шанин-билдинг. Он имел высоту 207 м и всего 34 м уступал зданию Вулворт-билдинг, штаб-квартире компании дешевых универсальных магазинов в стиле неоготики. Вулворт-билдинг был самым высоким зданием в мире с 1913-го до 1930 года, когда его место занял Крайслер-билдинг Уильяма Ван Аллена. Этот небоскреб в 77 этажей и высотой 318 метров - символ автомобильного концерна "Крайслер", и это отражено в облицовке из сверкающего металла и фриз в виде абстрактных автомобилей в высоту целого этажа.

Главный и самый известный небоскреб Америки - Эмпайер Стейт-билдинг. Компания "Шрив, Лэмб и Хэрмон" начала его строительство еще до окончания дома Крайслер. Эта уступчатая башня с изящным круглым шпилем, насчитывающая 102 этажа при высоте 381 м, была более 40 лет - с 1931 до 1975 года - самым высоким зданием в мире до возведения башен Всемирного торгового центра в 110 этажей при высоте 411 м.

В годы великого кризиса 1929-1933 гг., на Пятой авеню строится Рокфеллер-центр, занимающий площадь в 5 га. Это - целый комплекс из 14 зданий, объединивший сдаваемые в аренду офисы и мюзик-холл на шесть тысяч мест. Среди них возвышается 70-этажная пластина здания Эр-Си-Эй. Изюминкой всего комплекса считается позолоченная фигура Прометея, расположенная в его центральной части и окруженная знаками зодиака. Торговую улицу замыкает сквер в стиле французского и английского садово-паркового искусства. Американцы были в полном шоке от решения строителей Рокфеллер-центра. Им казалось совершенно безумным отдать под парк кусок пространства, не дающий прибыли, на самой дорогой в мире земле! Но владельцы недвижимости рискнули, и Рокфеллер-центр был открыт в 1940 году. Сегодня это одно из самых популярных и посещаемых мест в городе.

Начиная с 50-х годов, уже ни один уважающий себя американский город не обходится без небоскребов в деловой части, называемой "даун-таун". Многие фирмы, желая подчеркнуть свою респектабельность и индивидуальность, с 70-х годов стараются избегать прямоугольных зданий. Например, 260-метровая башня управления корпорации "Трансамерикен" в Сан-Франциско имеет очертания пирамиды-иглы, что выделяет постройку среди зданий-брусков. А центр города Атланты в районе "Персиковых деревьев" стал своеобразной экспериментальной площадкой, где появляются самые разные формы сооружений. Здесь же находится и самая высокая гостиница в Америке "Пичтри Плаза Нотель", реконструированная в 1986 г., сооруженная из бетона и стекла, высотой 221 м.

С конца нашего века США перестает лидировать на этом фронте и становится крупнейшим экспортером небоскребов и технологии их строительства. Самые современные и высокие здания возводятся сейчас в Китае и Малайзии.

Полина ЖУКОВА

По материалам газеты ТурИнфо

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz