Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

На греческом рынке не происходит больших потрясений
 

Греческий рынок отличается от своих средиземноморских конкурентов. Испания, Турция и другие направления периодически страдали от провалов спроса из-за политических и природных катаклизмов, серьезных визовых проблем, изобилия рейсов и демпинговых цен на авиаперевозки. В Греции за три последних года никаких серьезных потрясений и провалов не наблюдалось.

По данным Департамента туризма, выезд российских туристов в Грецию в 1999-2000 году составил, соответственно, 53 и 56 тыс. человек в год. В нынешнем году прирост спроса, как и ожидали операторы, произошел за счет отдыха на островах. Поток на Крит, например, вырос более чем в полтора раза (см. "Туринфо" №29). Но, в среднем, по всему направлению увеличение спроса не превысило 10%. То есть, ситуация на греческом рынке достаточно стабильная.

Рынок условно можно разделить на три группы: операторов по северной Греции (Салоники и Халкидики), по южной (Афины, Эвбея) и по островам (Крит, Родос, Корфу и пр.). Другими словам, по шоп-турам и отдыху, экскурсионным программам и отдыху и просто отдыху. Условность градации объясняется тем, что на направлении существует большой процент "совмещенных" программ типа "отдых+экскурсии", "отдых+шоп", "экскурсии на материке+отдых на островах" и т.п.

Вчера и сегодня

Греческому рынку - около 10 лет. В 1994 году выезд россиян в Грецию с целью туризма превысил отметку 50 тыс. человек. А уже в 1995 году он вырос сразу на 40% и достиг 92 тыс. туристов (для сравнения: Испания - 93 тыс. чел, Италия - 74 тыс.) При этом раскручивали направление и заполняли самолеты преимущественно фирмы - специалисты по "шубным турам" - "Пантеон", "Ист-лайн", "Музенидис", "Глория-тревел". Они же были и лидерами направления. Стоимость трех-четырехдневных шоп-туров колебалась, в среднем, от $300 до 470. Недельные экскурсионные программы "оценивались" фирмами в 2 раза дороже. Однако доля экскурсионных туров, да и поездок на отдых тогда была крайне низкой. К 1997-98 гг. количество челноков сократилось, но число обычных туристов выросло настолько, что прием россиян в Греции достиг рекордной цифры в 150 тыс. человек. Многим операторам пришлось несколько переквалифицироваться и расширить спектр предложений. Уже летом 1998 года заметно выросло число программ "шоп + отдых", "экскурсии + отдых", "экскурсии + шоп", и даже "шоп+отдых+экскурсии". Неплохо спрашивали и "чистый отдых" в Халкидики, где за неделю отдыха в тогда еще безвизовой стране в лучшем случае надо было заплатить около $500. Что касается "шоп-туров", то в те же годы появились и первые предложения за $70-80,причем "Голден Иглс", например, давал комиссию в $50.

Свое второе рождение греческий рынок в России пережил после дефолта. Тогда заметно увеличилось число россиян, отдыхающих в высококлассных отелях. Путевки с размещением в пятизвездочных гостиницах приобретала половина туристов. Примерно тогда же на направлении появились новички. Удержались UTE Megapolus, "Амадэль" и "Мондо-турс". За короткий срок эти фирмы без преувеличения достигли настоящих успехов. В то же время, "старики" проявили большую гибкость, чтобы соответствовать спросу. Так, у "Музенидис-турс" появились экскурсионные программы и отдых, а для продажи шоп-туров фирма открыла филиалы в Поволжье и на Урале. Начиная с 2000 года, второе лето подряд, "Нева" организует чартерную программу на Крит из Москвы. Активизируется на "островном" рынке и "ИнтАэр", поднявший в этом году чартер на Ираклион.

Всего в настоящее время рынок охватывает около полутора десятков активных операторов с круглогодичными объемами от 50 до 200 человек в неделю (в высокий сезон верхняя граница поднимается до 300-400). Это - "Музенидис-турс", "Пантеон", "Экспресс-лайн", "Афон", "Голден Иглс", "Амботис", UTE, "Мондо-турс", "Нева", "Интаэр", "Амадэль", "Инна-тур", "Глория-тревел", "Вилар", "Либра Холидейз". Еще около трех десятков столичных и питерских операторов работают с объемами 10-20 человек в неделю. Среди них - "Маяк-тревел", "Сердолик-тур", "Аккорд", "Патриция-тревел". Все российские фирмы отправляют в Грецию около 60 тыс. туристов в год, то есть, в среднем, по 5 тыс. ежемесячно. Если за среднюю стоимость пакетов принять $500, за длительность "среднего" тура взять неделю и учесть, что каждый из туристов должен ввезти с собой денег из расчета $50 в день ($350), то нетрудно будет оценить обороты греческого рынка. Получится примерно $4,25 млн в год. Однако этот подсчет весьма приблизительный, потому что летом подавляющее число туристов отдыхает две недели, а ввозимых денег почти не тратят из-за проживания в "all inclusive" или простой экономии. Кроме того, в последнее время в Греции отдыхает все больше богатых россиян, а они тратят на удовольствия и еду очень много.

Кто и что предлагает

В отличие от других "поточных" рынков, где могут происходить серьезные перестановки, лидеры греческого рынка за последний год не изменились (кроме возвращения "ИнтАэра"). Они прочно занимают свои ниши и последовательно их развивают. Однако углубление специализации фирм способствовало некоторому перераспределению долей рынка между операторами (см. диаграмму).

Зимой львиную долю предложений составляют шоп-туры в Касторию. Около 5-10% едут на экскурсии. Однако примерно пятую часть кресел на трех-четырех зимних рейсах в Салоники занимают "нетуристы". "Меховые туры" стоят $80-100 за 4-8 дней при размещении в 3* (в июле-августе - на $100 дороже). Их предлагают "Музенидис-турс", "Голден-Иглс", "Русский холидей", "Глория-тревел", "Интаэр" и другие "специалисты" по Северной Греции. Стандартные программы мало чем отличаются друг от друга. Каждый клиент пишет заявление, в котором берет на себя обязательство приобрести не менее одной шубы на сумму от $700 (так как расходы по туру фактически несут меховые центры). Если он не сделает покупку, то в Греции ему придется заплатить штраф - по $300 за себя и каждого члена семьи.

Однако операторы по "северу" активно раскручивают курорты Халкидики, а также местечко Паралия Катерини. В этих местах - чистое побережье и хорошие условия для отдыха. Немаловажно, что из этих мест удобно отправиться в круиз вокруг полуострова-монастыря Афона с экскурсией для мужчин и посетить известные Метеоры (стоимость каждой экскурсии - около $40). Кстати, отдых и экскурсии в северной Греции - самостоятельная специализация фирм "Амботис", "Пантеон", "Лабиринт", "Маяк", "Вояж-люкс" и других. В августе полный пакет на неделю с проживанием в двухместном номере отеля Atrium (4*) на Халкидики обойдется в лучшем случае в $520 (с учетом завтрака и ужина), а в Паралия Катерини в отеле Avra 3* - в $426 с завтраком.

Многие фирмы предлагают отдых и экскурсии в центральной Греции - в афинском регионе и ближайших к нему островах Эвия, Эгина и др. Это, прежде всего, "Пантеон", "Мондо-турс", "Амадель"(курорт Лутраки), "ИнтАэр", "UTE". Базовая недельная программа фирмы "Пантеон" "Семь городов Эллады", предлагаемая с мая по август, при двухместном размещении в отелях 2* и 3* и двухразовым питании стоит $685. Дополнительно оплачивается виза($33) и входные билеты в музеи и на территорию археологических памятников (всего по маршруту -$35-50). По программе туристы посещают Афины, Коринф, Микены, Напфлио, Олимпию, Патры, Дельфы, Метеоры. Другой оператор - "Мондо Турс" - с апреля по октябрь предлагает недельную экскурсионную программу "От Гомера до наших дней" стоимостью $625 при двухместном размещении и двухразовом питании. В программу входит осмотр Афин, экскурсия по Арголиде, а также на мыс Сунион (дополнительно $20), поездка в Дельфы, Метеоры.

Подавляющее большинство фирм на греческом рынке продают отдых на островах. Это "Пантеон", "Афон", UTE, "Экспресс-лайн", "ИнтАэр", "Нева", "АРТ-тур""Patricia", "Сердолик-тур" и другие. Так, до начала августа этого года, по статистике Дирекции по туризму Крита, на острове уже побывало 8 тыс. туристов из России. Летом на островах отдыхает до 90% туристов всех фирм и почти три четверти их размещаются на Крите. На Родос самолет летает раз в 10 дней (консолидатор "Пантеон"), на "Корфу" чартер ГТК "Россия" приземляется еженедельно. Некоторые фирмы - например, UTE, "Нева", "Экспресс-лайн" продают летом почти один только Крит. Наиболее популярен в августе двухнедельный отдых. В Херсониссосе, в отеле "Golden Beach" (3*+) полный пакет на такой срок при двухместном размещении и двухразовом питании обойдется, в среднем, в $775. Хотя, по наблюдениям операторов, чуть ли не половина туристов выбирает самый комфортный отдых. Те же услуги в отеле категории 5* в Аниссарасе обойдутся почти вдвое дороже - $1275.

До начала чартерных программ на острова фирмы делают комбинированные туры с прибытием в Афины, небольшой программой там и последующим отдыхом на одном из отдаленных островов. Стоимость внутреннего перелета не превышает $60-80.

Изменения на рынке

В целом, стабилизация на греческом на рынке принесла хорошие плоды. По признанию многих операторов, смягчилась конкуренция. Даже весенние сбои в работе греческого консульства, резкое сокращение количества обрабатываемых документов и удлинение сроков их оформления, по сути, не испортили положения: фирме обращались к друг другу за помощью, чем заслужили уважение своих агентов. Операторы говорят, что нынешний июнь был даже хуже прошлогоднего. Однако потери от визовых проблем в мае-июне компенсировала стремительная положительная динамика спроса июля-августа. Операторы этого ждали и подавали заявки на дополнительные рейсы, которые в конце июля-августе загружались задолго до вылета. В итоге в середине августа они могли предложить размещение лишь со второй половины сентября.

Количество самолетов в Афины и Салоники из России осталось практически неизменным: оно выросло примерно на 300 мест в неделю, что не превышает 10% потока. В этом году более или менее постоянно, без учета дополнительных рейсов на высокие даты, летают примерно десять-двенадцать машин. Что касается Крита, то там объем авиаперевозок увеличился более чем в полтора раза, достигнув 4-5 самолетах еженедельно. Однако именно такое количество рейсов оказалось достаточным.

Что же касается цен, то большинство операторов утверждают, что греческие партнеры проводят твердую ценовую политику: за последние три года стоимость туристических услуг в Греции практически не изменилась, не считая проживания в новых гостиницах на островах.

В целом, судя по данным Национальной туристической организации Греции, располагающей статистикой консульских отделов Греции в России, расчет операторов на стабильность спроса оказался верным. За первое полугодие 2001 года консульскими отдел Греции в Москве и Петербурге выдал на 37% виз больше (всего 55,655), чем за тот же период прошлого года (40,522). Прирост произошел преимущественно из-за Крита, куда, судя по статистике, отправляется примерно каждый четвертый турист. Операторы считают, что в туристические поездки по Греции отправляется не более трети от всего потока выезжающих, тогда как по данным Департамента туризма доля поездок с целью туризма в общем потоке в 1999 и 2000 году составляла около 60%.

Примечательно, что, начиная с прошлого года, стало очевидным некоторое перераспределение потока в течение года: так, в апреле число выданных виз, по сводным данным консульских отделов, удваивается. В целом, во втором квартале 2001 года каждый месяц выдавалось как минимум на 3 тыс. виз больше, чем в те же месяцы относительно благополучного 1999 года (см. диаграмму).

Греческое направление у россиян в течение года, судя по самым разным рейтингам и опросам, редко выходит из десятки самых популярных. За исключением 1997-98 гг., когда Греция была одной из трех стран-лидеров по въезду россиян, за последние пару лет эта страна "среднего" спроса в высокий сезон не поднимается выше пятой-шестой строки рейтинга. Однако операторы считают, что у направления есть все шансы в ближайшие годы достичь своих лучших показателей. 

 

По материалам газеты ТурИнфо

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz