Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Мимо денег

В регионах восприняли идею развития туризма с энтузиазмом, и в настоящее время приступили к разработке инвестиционных проектов. Скоро их увидят потенциальные инвесторы. Руководители турадминистраций обращаются за помощью в Департамент туризма, самостоятельно выходят с каталогами на экономические и инвестиционные форумы, размещают информацию о них на сайтах администрации, передают в инвестиционные фонды, используют личные связи и т.д. Там, где туризм пользуется реальной поддержкой властей, на солидных международных форумах инвестиционные проекты представляют сами губернаторы и члены правительств. До реализации, однако, дело доходит очень редко. Очевидно, что на крупные инвестиции туризму рассчитывать не стоит. Зарубежные инвесторы вообще избегают вкладывать средства в российскую экономику - инвестиционная привлекательность России очень невысока.

Крупным российским инвесторам туризм также пока не интересен. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, приносящие быструю прибыль. Если говорить о строительстве, то в крупных городах - это возведение элитного жилья. Пока рынок элитного жилья не будет насыщен, о появлении гостиниц туристического класса можно забыть. В Москве и Санкт-Петербурге, где, казалось бы, есть хороший спрос на гостиницы, строить предпочитают элитные дома. И это неудивительно. Результаты расчетов, проведенных в ряде достаточно благополучных регионов с устойчивым потоком туристов, показали, что даже в случае стабильного их роста, сроки окупаемости больших гостиниц составляют как минимум 12-15 лет. По этой же причине не реализуются, казалось бы, перспективные проекты строительства сети малых гостиниц в городах Золотого кольца.

Еще одна причина, которая сдерживает инвестиции в туристскую инфраструктуру - отсутствие достоверной информации о состоянии отрасли. Например, об объеме рынка и динамике его развития, что крайне важно для потенциальных инвесторов. Есть и другая проблема, которая отбивает желание вкладывать средства в развитие туристской инфраструктуры даже у тех немногих инвесторов, которые готовы пойти на это - отношения с районными властями. Даже если главы регионов декларируют поддержку туризма, чиновники на местах рассматривают крупных инвесторов как стремящихся к наживе капиталистов. И предлагают в обмен на участок под застройку отремонтировать школу, больницу, жилые дома и т.д.

На сегодняшний день в туризм вкладываются главным образом государство и мелкие и средние местные предприниматели. Государство - потому что этого требует статус туризма как приоритетной отрасли экономики. Только при государственной поддержке возможно продвижение России как туристического направления на международном рынке и реализация программ развития регионов. Это, несомненно, и можно считать крупнейшим достижением за последние годы.

В то же время государство не может инвестировать в строительство отелей, реконструкцию теплоходов, покупку автобусов, и т.д. Поэтому задача государства состоит также в повышении инвестиционной привлекательности России. В частности, для инвесторов, вкладывающих средства в туристскую инфраструктуру.

Недавно группа специалистов Департамента туризма изучала международный опыт практического применения налоговых и прочих льгот при строительстве и реконструкции средств размещения. Оказалось, что история возникновения и развития всех новых популярных ныне курортов связана с государственной поддержкой. Вариантов ее - множество. К настоящему времени, по словам заместителя руководителя Департамента туризма Анатолия Ярочкина, Департамент подготовил ряд предложений, которые были переданы премьер-министру.

Впрочем, не дожидаясь налоговых льгот, мелкие и средние предприниматели уже вкладывают деньги в инфраструктуру туризма, основываясь на реалиях. Естественно, это происходит в тех регионах, где уже есть туристы и где есть гарантия, что предложения будут востребованы. Так, в Анапе и Геленджике за последние два года появилось множество частных гостиниц, в Мурманской области в сотнях километрах от цивилизации появились базы, обслуживающие рыболовов, в Пермской области на реке Обва местный предприниматель при участии финского партнера построил базу отдыха, которая заполнена практически весь год. И таких "мелких" примеров не счесть.

Характерно, что зачастую предприниматели осуществляют свои проекты вовсе не в сотрудничестве с туристскими властями. Фактически они вкладывают средства не в туризм, а в свой бизнес. При этом официальные инвестиционные проекты остаются нереализованными.

Причина очевидна - отсутствует стратегия развития отрасли и, соответственно, инвестиционная стратегия. Генеральная линия, правда, известна. По словам Анатолия Ярочкина, основные видами туризма, на которые должна сделать ставку Россия - познавательный и экологический туризм. Это значит, что в крупных туристических центрах должны строиться трехзвездочные гостиницы, а в регионах, куда туристы едут ради общения с природой - сети малых гостиниц. Но этого недостаточно. Надо совершенно точно знать что, где, для кого, какого уровня и сколько чего надо строить.

Очевидно, что у Московской области огромный потенциал, потому что именно там могут отдыхать не только жители Подмосковья, но и 10 млн. москвичей. Но для того, чтобы он был реализован, необходимо понять, какие именно объекты и для кого нужно строить. Точно так же не вызывает сомнения, что Краснодарский край - замечательное место для отдыха. Но не очевидно, что стоит вкладывать средства в амбициозные проекты пока стоимость отдыха там выше, чем в Турции. Казалось бы, уникальное место - Байкал. Но инвесторы и здесь не стоят в очереди. Потому что короткий летний сезон делает нерентабельным любой проект. Кстати, именно поэтому в свое время фактически забросили свои базы отдыха многие местные предприятия - содержание их оказалось нерентабельным. Не исключено, что на летний сезон здесь надо строить недорогие разборные дома.

Точно также окажется невостребованным пусть и шикарный отель, построенный в удивительно красивом, но малоизвестном месте. Для того чтобы создать совершенно новое место отдыха, существует методика определения наилучшей практики. То есть надо найти аналог в мире и проанализировать, что был сделано, чтобы проект стал успешным. К слову, в России уже есть удачные примеры. Например, аквапарк в Самаре. Есть и еще нереализованные, но перспективные идеи. Например, Музей бань в Лотошинском районе Подмосковья.

Стоит также честно признать, что есть регионы, куда туристов заманить сложно. Нет там ничего для них привлекательного. Но это не значит, что туризм здесь вообще не стоит развивать. Просто надо иметь в виду, что отдыхать здесь будут только местные жители.

В общем, для того, чтобы приглашать в Россию крупных инвесторов, нужно как минимум показать им возможности отрасли. Без точной статистики, знания структуры рынка и плана его развития сделать это невозможно.

Любовь ЯМУТОВА

 

 
настольные лампы для спальни | теплоизоляция крана
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz