Уход за яхтой
Для спуска швертбота на воду нужен деревянный или бетонный слип—пологий
спуск, уходящий в воду. Но можно спускать судно и просто с пологого
берега, подложив, если нужно, пару досок. Удобнее всего спускать и вытаскивать
швертбот на специальной двухколесной тележке, в которой он может стоять
и на берегу.
Килевые яхты спускают и поднимают двумя способами: по слипу или подъемным
краном. Слип для спуска килевых яхт — это сооружение, представляющее
собой рельсовый спуск с берега в воду на бетонном или деревянном основании,
по которому ходит тележка. Поднимается и опускается эта тележка при
помощи лебедки с ручным или электрическим приводом. Для поддержания
яхты тележка может иметь специальные упоры. Если таких упоров нет, яхту
устанавливают на тележку в своих кильблоках (рис. 75, А). Чтобы кильблоки
не всплыли после спуска вместе с яхтой, их привязывают к тележке прочным
тросом или загружают балластом. При спуске яхту ставят на тележку кормой
к воде.
Подъемные краны для спуска яхт могут быть стационарными, постоянно установленными
в клубной гавани, с электрическим или дизельным приводом, могут быть
и передвижными в виде автокранов различной грузоподъемности. Для яхт
большого водоизмещения применяют и плавучие краны. Яхты небольшого тоннажа
можно спускать и поднимать стрелой, имеющей ручную лебедку.
Рис. 75. Способы подъема и спуска яхты:
А — на слипе; 5 — краном с внутренним стропом; Б — краном наружным стропом;
Г — постановка мачты краном.
Перед спуском яхты краном нужно проверить, хорошо ли завинчены рымы
на килевых болтах и скобы, которыми крепится строп для спуска. Сам строп
должен быть абсолютно надежным. Обязательно следует завинчивать сливную
пробку. При спуске яхты наружными стропами их нужно подводить только
под киль, но никоим образом не под свесы (рис. 75, Б и В).
При спуске и подъеме яхты краном необходимо строго соблюдать следующие
правила техники безопасности:
— на кране должна быть табличка с указанием грузоподъемности и срока
испытания;
— запрещается подъем и спуск яхт, имеющих вес больше указанного на табличке
крана;
— стропы не должны иметь более 10% лопнувших проволок от общего их количества
на длине троса равной 8 диаметрам;
— скобы, гайки, болты, рымы не должны иметь выработку диаметра более
чем на 10% от первоначального;
— запрещается находиться под поднятой яхтой, а также на пути ее движения;
— одерживать поднятую яхту можно только с помощью заведенных с носа
и кормы оттяжек, но не руками;
— нельзя находиться на яхте при ее подъеме или спуске;
— руководить подъемом или спуском должен только один человек. Никакое
«коллегиальное» руководство здесь не допускается.
Малейшее нарушение техники безопасности или ошибка могут привести к
серьезной аварии и даже жертвам, поэтому подъемно-спусковые работы должны
проводиться под контролем кого-либо из работников яхт-клуба: начальника
гавани, боцмана или тренера.
На спускаемой яхте должны быть приготовлены длинный конец для швартовки,
гребок (короткое весло), а также якорь.
Ставить мачту можно стационарной стрелой или автокраном. Поднимать мачту
следует стропом из растительного троса, заложив его сразу под нижними
краспицами. Весь стоячий и бегучий такелаж обязательно надо прихватить
к мачте. Чтобы мачта висела на стропе вертикально, к ней на уровне вертлюга,
гика крепят какой-либо груз, например небольшие мешки с песком (рис.
75, Г). При установке мачты один человек должен находиться под палубой,
чтобы направить шпор в степс; остальные направляют мачту в пяртнерс
стоя на палубе. После того как мачта «встала», разносят и крепят штаг
и бакштаги, а затем и остальной стоячий такелаж.
Мачты небольших яхт можно ставить с пирса или с моста либо используя
мачту другой яхты. На малых яхтах мачты можно ставить также, когда судно
стоит еще на берегу. Тогда штаг и бакштаги (или ванты) наращивают концами
и ставят мачту в вертикальном положении рядом с яхтой или швертботом.
Затем, удерживая мачту за заведенные концы, поднимают ее (в вертикальном
же положении) на палубу и опускают в пяртнерс. Всей операцией командует
один человек; он следит, чтобы мачта все время была в вертикальном положении
и все оттяжки соответственно натянуты.
После постановки мачты заводят и обтягивают весь такелаж, но так, чтобы
мачта имела нужный наклон назад (не отклонялась вбок и, главное, не
изгибалась).
Все талрепы контрят медной проволокой или специальными стопорными гайками.
Детали соединений (шплинты пальцев в наконечниках и талрепах) клетнюют
изоляционной лентой. Ставят на мачту или пяртнерс брюканец, на свое
место гик, заводят весь бегучий такелаж и делают пробную постановку
парусов.
Теперь яхта готова к первому выходу в море для настройки и окончательной
обтяжки такелажа, а также проверки парусов на ходу.
Яхта требует тщательного и постоянного ухода. Он нужен не только из
эстетических соображений и необходимости соблюдения санитарных правил,
но и для того, чтобы судно служило дольше, было надежным и в дальнем
походе, и в гонке, и в учебном плавании.
Палуба на яхте должна быть всегда идеально чистой; к этому необходимо
приучать не только экипаж, но и бывающих на яхте гостей и посетителей.
Чистота на палубе—требование не только эстетическое. Оно основано на
серьезных практических соображениях. Ничто не может противостоять грязи
и песку под твердой подошвой ботинка, никакой лак или равендук на палубе
не продержится долго, если их систематически «протирать» подобным образом.
Помимо того что грязная и исцарапанная палуба очень непривлекательна,
любое покрытие довольно скоро приобретает чисто символическое значение
и перестает предохранять палубу от порчи, а находящихся под ней — спасать
от дождя. Наконец, грязь, попавшая на палубу, пачкает паруса, а грязный
парус имеет весьма неопрятный вид. Чистая палуба на яхте говорит о высокой
морской культуре экипажа, члены которого, подчиняясь хорошей традиции,
носят туфли с мягкой резиновой подошвой и держат маты на причале и на
борту яхты.
Не реже чем раз в неделю нужно мыть трюм и борта снаружи и изнутри,
регулярно проветривать внутренние помещения. Скапливающуюся в трюме
воду необходимо чаще откачивать, иначе в каютах будет затхлый воздух,
да и для корпуса это вредно.
Почти все швертботы, катамараны и большинство гоночных яхт в период
между гонками вытаскивают на берег. В это время отсасывающие клапаны,
пробки в корме и «форточки» следует держать открытыми, чтобы суда просыхали
внутри. Если есть возможность, лучше ставить яхты на берегу носом или
кормой на юг; в таком положении их борта будут меньше трескаться от
нагревания солнечными лучами.
Как только судно вытащено на берег, его моют щетками с мылом или порошком.
Перед каждой гонкой с подводных частей яхт, даже если они покрыты «Патентом»,
приходится щетками смывать, а то и отдирать слизь, водоросли и т. п.
Удобнее всего делать это, закрепив судно за мачту с помощью стаксель-
или спинакер-фала, предварительно заложив бакштаги и повернув судно
бортом к причалу или берегу. Перед крупными соревнованиями яхты вытаскивают
на берег для просушки и повторной отделки корпуса. Если краска на бортах
и днище сохранилась хорошо, ее можно просто отполировать.
Особого ухода требуют паруса. Хлопчатобумажные хранят сложенными в мешках
(см. рис. 104), предварительно просушив их прямо на мачте или развесив
на берегу, в сарае или эллинге. Паруса из синтетических тканей воды
не боятся, но, если есть возможность, надо сушить их тоже, тем более
что влагу они практически не впитывают и сохнут очень быстро. Затем
их складывают в сравнительно небольшие пакеты и аккуратно убирают в
мешок. Если яхта ходила в море, то полезно промыть паруса пресной водой
и затем хорошо просушить. В процессе эксплуатации паруса изнашиваются
и рвутся. Поэтому при появлении малейших дефектов их нужно немедленно
устранять: заштопывать, •-зашивать или ставить заплаты. Особого внимания
требуют спинакеры, так как шьются они из очень тонкого материала, имеют
весьма значительные размеры, а эксплуатируются в самых сложных условиях
и поэтому легко могут быть порваны.
В течение навигации необходимо периодически осматривать крепления стоячего
такелажа, а также весь бегучий такелаж и дельные вещи, при необходимости
исправляя или заменяя их.
Намокший бегучий такелаж, особенно из растительных или хлопчатобумажных
тросов, обязательно просушивают и во время стоянки сматывают в бухты
и подвешивают на мачте, гике или на утках в кокпите.
Часть бегучего такелажа и снабжения гоночных яхт и швертботов, а также
паруса между тренировками и гонками обычно хранят на берегу, в специальных
рундуках. Однако в период соревнований паруса и шкоты нередко оставляют
на судах (стаксель скручивают на штаге, а грот хранят под чехлом на
гике).
Кокпиты яхт и швертботов на стоянке всегда должны быть зачехлены, чтобы
внутрь не попадала дождевая вода, пыль и грязь.
По окончании спортивной навигации все суда вытаскивают на берег для
постановки на хранение до будущей весны. Килевые яхты и швертботы вытаскивают
таким же образом, как и спускают, но перед подъемом их нужно разоружить.
С судна снимают бегучий такелаж, отдают стоячий такелаж и вынимают мачту.
На берегу возле крана или стрелы должны быть приготовлены тележка или
сани (кильблоки), предварительно осмотренные и отремонтированные. Как
только судно вытащили из воды и поставили в сани, его сразу же, пока
не высохло, надо хорошо вымыть щеткой, тщательно очистив подводную часть
от слизи, грязи и водорослей. Затем, открыв в трюме пробку, моют его
внутри. Дав судну просохнуть, закрывают его чехлом и ставят в эллинг,
под навес или оставляют под открытым небом, закрыв сверху.
С мачты снимают стоячий такелаж (если его можно снять) и собирают в
круглые бухты. На все снасти стоячего и бегучего такелажа привязывают
бирки с названием снасти и судна, например «Д-376, правая основная ванта».
Стоячий такелаж можно и не снимать. В этом случае нужно убрать краспицы
и обмотать мачту старыми растительными тросами или парусиновой лентой,
чтобы ее не потерло такелажем. Затем разобрав и обтянув его, в нескольких
местах прихватывают к мачте.
Убрав мачту и гик в чехол, подвешивают бирку с указанием класса, номера
и названия яхты. В эллинге или сарае мачту нужно уложить или подвесить
горизонтально и вверх лик-пазом, так, чтобы она при хранении не прогнулась.
Весь бегучий такелаж собирают в бухты и кладут в одно место, также привязывая
бирки. Паруса хорошенько просушивают, а затем укладывают в мешки. Мелкие
дельные вещи (талрепы, блоки и т. п.) снимают, смазывают и убирают в
мешок. С корпуса швертбота снимают шверт и руль.
Все имущество сдают по описи на склад. Чтобы разбор имущества не вызывал
затруднений перед вооружением яхты следующей весной, на каждый мешок,
каждый предмет из снабжения и вооружения судна должна быть навешена
бирка с точным указанием его назначения и принадлежности.
Поставив судно на зиму, каждый капитан должен составить подробную дефектную
ведомость на корпус, рангоут, такелаж и паруса.
* Укрывистость — свойство краски закрывать поверхность обрабатываемого
предмета сплошным слоем. При хорошей укрывистости требуется меньше краски
на единицу поверхности,
** Внутренняя сторона палубного настила, потолок в каюте или другом
помещении яхты.
Все работы на яхте, связанные с ее ремонтом, спуском на воду, вооружением
и содержанием в чистоте и порядке в течение навигации, уборкой на зимнее
хранение, называют судовыми.
В межнавигационный период яхты вытаскивают на берег и хранят, в зависимости
от климатических условий и степени оборудования яхт-клуба, в эллингах,
под навесами или просто под открытым небом. Безусловно, самое рациональное—хранить
суда в эллингах. Это дает возможность яхтам в течение осени, зимы и
весны просохнуть, полностью защищает их от вредного воздействия солнца,
дождя и снега, позволяет выполнять зимой некоторые ремонтные работы.
Весенний ремонт рекомендуется начинать гораздо раньше, чем на открытом
воздухе.
Однако эллинг — сооружение довольно дорогое. А поскольку многие яхт-клубы
имеют весьма значительное количество судов, часть которых, особенно
крейсерские яхты, по габаритам и тоннажу неудобны для хранения в эллингах,
то, естественно, большое количество яхт приходится хранить под открытым
небом или, в лучшем случае, под навесами. Навес защищает судно от осадков,
но не спасает от пыли, поэтому его нужно тщательно зачехлить. В зимнее
время и ранней весной ремонт под навесом не проведешь, хотя начать его
можно раньше, чем на яхте, стоящей под открытым небом.
Если судно должно зимовать под открытым небом, надо укрыть его сверху
так, чтобы внутрь не попадали ни дождь, ни снег. Можно закрыть его брезентовым
чехлом, но тогда под него нужно сделать двухскатный каркас из реек или
досок, чтобы чехол не провисал и не собирал дождевую воду или снег.
Делают его так, чтобы чехол не лежал на ватервейсе и несколько отходил
от борта. Это создаст условия для лучшей вентиляции. Если чехла на весь
корпус нет, то на палубе делают двухскатную крышу из досок, которую
затем покрывают толем. Пробка в трюме должна быть на зиму открыта, чтобы
в случае попадания в яхту вода вытекала сразу.
Когда яхта зимует под открытым небом, нужно периодически счищать с нее
снег, убирать из трюма попадающий туда снег или воду.
На берегу яхты могут стоять в санях — кильблоках, на подпорках или в
своих тележках. Швертботы хранят уложенными вверх днищем на козлах,
а иногда тоже в санях или на тележках. Укладывая швертбот, нужно следить,
чтобы он не лег на комингсы кокпита; шверт и руль нужно предварительно
снять.
Готовясь к следующей спортивной навигации, зимой можно отремонтировать,
а если нужно, то и перешить паруса, заменить и отремонтировать стоячий
и бегучий такелаж. В эллинге или в другом подходящем помещении можно
полностью подготовить рангоут отциклевать, проолифить и отлакировать
его; разобрать лебедки стаксель-шкотов, чтобы перебрать или заменить
износившиеся детали, смазать и установить снова на место. Многие экипажи
зимой занимаются модернизацией своих судов, изготовляя и устанавливая
новые типы оковок и дельных вещей.
На яхтах, стоящих в эллингах, можно провести подготовку к малярному
ремонту, сделать часть столярных и шлюпочных работ, чтобы как только
потеплеет, быстро закончить работы с корпусом. В отапливаемых эллингах
весь ремонт корпуса можно сделать в зимнее время.
Это даст возможность гораздо раньше спустить яхту на воду, а значит,
и раньше начать тренировки и учебные плавания.
|