|
||||||||||||||||||||||
Орел не славится, как Тула, пряниками и самоварами, или, как Суздаль, золотыми куполами белокаменных церквей. Далеко не каждый из нас сразу скажет, где находится этот город. Орел - не туристический центр, это - классическая российская глубинка, что не мешает ему сохранять свою неповторимость и очарование. Основанный по указу Ивана Грозного в середине XVI века в самом центре России, Орел служил крепостью для защиты наших рубежей от крымских татар. Благодаря удачному расположению на реке Оке и близости к столице, он быстро рос и богател, становясь скорее купеческим, чем военным городом. Военные испытания выпали на его долю уже в наше время: здесь проходила линия фронта, именно в честь освобождения города Орла прозвучал первый салют в Великой Отечественной войне. Но все это в прошлом. Сейчас это тихий, уютный город. Даже построенные в послевоенное время заводы не отняли у него славу самого чистого и зеленого города Центральной России. Оказалось, что из Москвы до Орла можно добраться вполне комфортно за 4,5 часа скоростной электричкой. Билет в вагон первого класса стоит 100 рублей, за которые пассажиру положено сидеть в мягком и уютном кресле, смотреть видео и пить чай с бутербродами, который любезно предлагают официантки буфета. При желании в буфеты, которых в поезде несколько, можно пройти и самому. По пути, кстати, выясняется, что в разных вагонах показывают разные фильмы, а туалеты в поезде просторные и чистые. Электричка прибывает в Орел в удобное для туриста время - в половине одиннадцатого вечера. Взяв на вокзале за 30 рублей такси, через 10-15 минут можно оказаться в любой из четырех гостиниц города. Даже за это короткое время можно убедиться, что в городе чисто не только на центральных улицах. Утром, выйдя из гостиницы, турист понимает, что в своих вечерних наблюдениях он не обманулся, и город действительно ухожен, зелен, кустарник аккуратно подстрижен. К тому же в застройке города есть продуманность: его улицы не уродуют ларьки и безликие палатки. Видимо, поэтому Орел, в отличие от многих других небольших российских городов, как-то сразу располагает к себе, и ощущение комфортности от простого пребывания на его улицах остается в памяти надолго. Достаточно двух дней, чтобы познакомиться с основными достопримечательностями. Конечно, начать лучше с автобусной обзорной экскурсии. Турист увидит, что в городе много хорошо сохранившихся или отреставрированных памятников истории и архитектуры разных эпох: Богоявленская церковь и гимназия, которые были построены в XVIII веке, дом купца Аполлонова и торговые ряды XIX века, памятник авиаконструктору Поликарпову и мемориальный комплекс с танком Т-34 на постаменте, возведенные уже в послевоенные годы. Как и положено, главная и самая красивая площадь города до сих пор носит имя Ленина, и на ней в традиционном обрамлении голубых елей уютно расположилась резиденция городских властей, выполненная в стиле типичной "сталинской" архитектуры. Туристов впечатляет также высокий живописный берег реки Орлик, который жители города называют "Дворянским гнездом": на этом месте, как считают местные краеведы, стояла усадьба главной героини одноименного романа Ивана Тургенева. Турист узнает также, что местные жители называют себя орловцами или орловчанами- как кому нравится. Орловцы, или орловчане, своими достопримечательностями не только гордятся, но и бескорыстно помогают в их восстановлении. Например, недавно глава администрации Орловской области Егор Строев обратился к жителям города с просьбой помочь восстановить собор Смоленской Божьей Матери, который являл собой весьма печальное зрелище. Сейчас, благодаря усилиям всех жителей, собор практически уже отреставрирован. Фундамент собора и его купола восстанавливали заводы, другие предприятия перечисляли деньги, а жители Орла просто приходили на стройку и работали. Можно не сомневаться, что многие туристы с удивлением откроют для себя, что с орловской землей так или иначе связаны имена более 200 русских писателей. Это родина А. Опухтина, Д. Писарева, Т. Грановского, М. Пришвина, А. Фета. В Орле родились и жили писатели И. С. Тургенев и Л. Н. Андреев, здесь прошло детство Н. С. Лескова и юность И. А. Бунина. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко были здесь проездом. Не удивительно, что из десяти городских музеев шесть - литературные. А Орел называют третьей - после Москвы и Петербурга - литературной столицей России. Музеи расположены сравнительно недалеко друг от друга, и их можно обойти за полдня. Правда, один из наиболее посещаемых Музей И. А. Бунина закрыт на капитальный ремонт, который из-за нехватки средств, судя по всему, принимает затяжной характер. Еще один литературный музей, который неизменно привлекает туристов прекрасно сохранившимся интерьером XIX века и заботливо оберегаемой атмосферой старинного русского поместья - Музей-усадьба И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново, которое находится в 70 км от Орла. Из загородных экскурсий стоит посетить также национальный природный парк "Орловское Полесье". Парк знаменит животным миром. Многие его обитатели занесены в Красную книгу. Здесь свободно разгуливают олени, роют норки выхухоли. В вольерах содержатся и экзотические животные, например южноамериканский верблюд гуанако, средиземноморские муфлоны и не сохранившийся в дикой природе олень Давида. Получив пищу духовную, турист в Орле без труда может и подкрепиться. В городе много кафе и ресторанов, обед из трех в которых блюд обойдется в 40-100 рублей. После этого можно побродить по набережной или уютному городскому парку, а любителям острых ощущений имеет смысл посетить одно из двух орловских казино.
Все наши музеи испытывают хроническую нехватку средств. Тем не менее руководители некоторых из них находят источники финансирования. Поделиться своим опытом в этом плане мы директора музея-заповедника И. С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" Николая Левина. Корр.: Николай Ильич, как живется вашему музею? Н. Л.: В 1993-94 гг. число посетителей в нашем музее сократилось в четыре раза. Из-за нехватки кадров практически остановилась научная работа. Усадьба нуждалась в неотложной реставрации. В 1996 году глава нашей администрации Егор Строев выделил музей в областном бюджете отдельной строкой. Это было очень своевременно, но недостаточно. Я всегда считал, что Спасское-Лутовиново, в котором сохранилась уникальная атмосфера русского дворянского быта, - памятник общероссийского значения, и достоин большего. Мне хотелось, чтобы усадьба Ивана Сергеевича Тургенева попала в Государственный свод особо ценных объектов национального достояния народов России. Этот документ был создан в 1992 году: в него входит примерно 40 музеев, среди которых Ясная Поляна, Третьяковская галерея и Эрмитаж. Честно скажу, я начал обивать пороги, доказывая в разных инстанциях значение нашего музея. И не жалею об этом: в результате в 1997 году Спасское вошло в этот свод, и нас выделили отдельной строкой уже в федеральном бюджете. Корр.: Что конкретно это дало музею?
Н. Л.: Конечно, нет. Деньги из бюджета помогли нам встать на
ноги, но это не единственный источник нашего дохода, а всего лишь
его десятая часть. Если бы мы рассчитывали только на них, достижения
музея были бы намного скромнее. Чтобы заработать, мы создали
редакционно-издательский отдел и выпускаем собственную печатную
продукцию, которая, к счастью, продается очень хорошо. Неплохой
доход также дает магазин усадьбы. Н. Л.: Самая лучшая реклама - это наша печатная продукция. Кроме
того, мы регулярно проводим тургеневские чтения, участвуем в
выставках, информацию о музее можно посмотреть на нашем сайте в
Интернет. У нас есть также пресс-секретарь. Ежегодно у нас бывает до
120 тысяч туристов. Тем не менее, я абсолютно уверен, что для музея
гораздо важнее именно научная деятельность, изучение наследия
писателя. Можно рекламой привлечь посетителя в музей, но один-два
раза - максимум, настоящую славу музею создает крепкая научная база,
хорошо подготовленные кадры. Это, кроме всего прочего и хорошая
реклама. Поэтому мы стараемся, чтобы все сотрудники нашего музея
чаще бывали в крупных музеях Москвы, Петербурга, других городов. Н. Л.: Хочется развить туристскую инфраструктуру музея, построить
гостиницу. Нам хватит небольшой гостиницы, мест на 50, но она должна
быть современной. Такая, которые строили 20 лет назад, нам не нужна,
мы ее и сами можем построить. Чтобы построить хорошую, нужны
государственные инвестиции, а такие вопросы решает Дума. Вот это
нужно сейчас "пробивать". Поэтому поеду в Москву, начну с Губенко,
напомню ему, как он играл в "Дворянском гнезде". Если мои планы
осуществятся, мы будем вторым российским музеем со своей гостиницей
после Пушкинских гор. Беседовала Марина МОЛЧАНОВА
Год назад в Орле было создано Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму. С появлением этого ведомства проблем у турфирм не убавилось, но работать при поддержке власти им стало значительно легче. В Орле зарегистрировано 13 турфирм. Общими усилиями они обслужили в прошлом году 14 тыс. туристов. Даже этот довольно скромный результат дался им тяжело. По столичным меркам живут в Орле небогато, а потому и в турфирмы орловцы обращаются редко. Конечно, за границу люди ездят, но местные новые русские в своем городе предпочитают "не светиться" и за путевками обращаются в Москву. Таким образом, большая часть турфирм продает путевки на отдых в России. Любопытно, что в числе предложений орловских фирм отсутствует отдых в оздоровительных лагерях. Дело в том, что все десять лагерей Орловской области перешли в собственность государства, и путевки в них реализуются без участия турфирм. Как сообщил Виктор Ливцов, начальник Управления администрации Орловской области, "приобретение лагерей государством - это российский путь развития капитализма, который последовательно и осознанно реализуют в Орловской области". Теперь дети из семей со скромным достатком, из детских домов и интернатов имеют возможность отдохнуть в детских лагерях. В ряде случаев межколхозные объединения и предприятия, владельцы лагерей сами обращались в администрацию города с просьбой забрать их лагеря, так как их не на что было содержать, которые тем временем ветшали. В других случаях в государственную собственность перешли лагеря предприятий-банкротов. В ближайшем времени, сообщил г-н Ливцов, администрация планирует "прибрать к рукам" областные пансионаты и санатории. Поскольку орловским детям есть теперь, где отдыхать, а взрослые путевки за границу покупают редко, в турфирмах все активнее берутся за приемный туризм. Тем более есть и что показать, и где жить - орловские гостиницы в очень неплохом состоянии, средняя стоимость проживания в сутки - 100-120 рублей. Впрочем, многие турфирмы всегда занимались рекламой и своих туров, и региона: рассылали предложения, приезжали на московские и петербургские выставки как посетители. Однако это было не очень эффективно. Без поддержки государственных структур развивать туризм было трудно, и поток туристов стремительно уменьшался. Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму было создано в Орле немногим более года назад. Сегодня есть уже результаты его деятельности: был принят областной закон о туризме, упорядочена нормативная база. Администрация области стала учредителем областной газеты "Спортальянс" и отвела целую полосу под туризм. Кроме того, на нынешней MITT впервые появился стенд Орловской области. Министерство по физической культуре, спорту и туризму высоко оценило профессионализм в его оформлении и областную программу развития туризма и предложило орловской администрации участвовать осенью в "Отдыхе" на стенде министерства бесплатно. Так и ли иначе, в прошлом году, в области впервые за последнее время был отмечен небольшое увеличение спроса. Орловцы учатся летать Из аэропорта Орла пока выполняется один-единственный рейс - в Москву. После многолетнего перерыва он был возобновлен всего полтора года назад. Почти все его пассажиры - бизнесмены. Возрождением линии они обязаны авиакомпании "Трансаэро". В 1997 году "Трансаэро" решила перерегистрировать свою фирму в Орле. Между компанией и администрацией города и области было подписано соглашение, согласно которому налоговые платежи авиакомпании снижаются на 50% в течение трех лет. За предоставленные льготы "Трансаэро" должна была произвести реконструкцию здания орловского аэропорта и ремонт взлетно-посадочной полосы. Работы были выполнены в течение месяца, и в 1998 году после семилетнего перерыва было восстановлено воздушное сообщение между Орлом и Москвой. Полеты выполняют Орловское авиапредприятие в сотрудничестве с авиакомпанией "Трансаэро" еженедельно, по рабочим дням, на переоборудованных самолетах Як-40. Их называют "рейсами для бизнесменов": вылет из Орла в 8.30, а обратно из "Шереметьево-1" - в 19.30. Время в пути - менее часа, билет стоит 800 рублей. Рейсы Орел-Москва удобно стыкуются с основными рейсами авиакомпании "Трансаэро" на многих международных направлениях. С 5 июня авиалиния из Орла через Москву будет продлена до Минска. Марина МОЛЧАНОВА По материалам газеты ТурИнфо |
Яхтинг | Конный туризм | Пеший туризм | Водный туризм | Лыжный туризм | Скалолазание | Горные лыжи | Тимбилдинг |
морской круиз средиземноморье www.kruizonline.ru морской круиз италия | стоимость зеленой карты в белоруссию, лучшие ставки. |
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
|