Чего ждать от TUI
Второе пришествие немецкого гигант
а Планируя свою вторую российскую кампанию, концерн TUI явно провел
работу над ошибками и теперь вроде бы не наступит на те грабли, которые
нанесли ему сокрушительный удар в начале девяностых. Но успех немецкому
монстру, по мнению экспертов, все равно не гарантирован.
Уже среди нас
О перспективе появления на российском рынке концерна TUI говорили как о
страшном суде. Мол, придет западный гигант со своими колоссальными
производственными мощностями, и кто из наших в итоге останется на плаву
– большой вопрос. Но в то же время многие уже не верили, что это
пришествие состоится. Слишком долго в отрасли муссировались слухи о
покупке немецким концерном то одного, то другого московского оператора,
и каждый раз все заканчивалось ничем.
Потому, естественно, информацию о совместном проекте TUI и «Мостравела»,
которая просочилась на рынок в июне, мало кто воспринял всерьез. Тем
более обе компании категорически утверждали, что никаких видов друг на
друга не имеют. Но 1 августа они публично опровергли собственные
заявления и сообщили рынку о создании совместного предприятия TUI
Mostravel Russia (TMR). Планы нового СП официально озвучил Франц Лайтнер
– куратор проекта с немецкой стороны; его эксклюзивное интервью читайте
в сентябрьском выпуске журнала «Горячая линия. Туризм» (стр. 22).
Итак, TUI уже здесь, среди нас. Работает, как простые смертные, на
турецком и египетском направлениях. Почему именно на них? Видимо,
потому, что все остальное в отечественном формате для немецкого монстра
слишком мелко и нестабильно. Почему именно с «Мостравелом»? На этот счет
есть любопытная неофициальная версия: изначально немцы хотели слияния с
кем-то из лидеров рынка. И якобы «ТЕЗ ТУР» был готов продать часть своих
акций, но TUI не устроила цена. Потом западный концерн, по данным из
осведомленных источников, вел переговоры с компанией «Пегас Туристик»,
но та по неким причинам «продаться» отказалась. Оставалось поискать
партнера в операторских слоях medium well, и здесь оптимальным партнером
оказался именно «Мостравел». Потому что, во-первых, имеет ассортимент,
отвечающий планам TUI, а во-вторых, давно и плотно сотрудничает с
египетской род-ственной структурой концерна, компанией Travco. Через нее
можно просканировать объемы, финансовые результаты российского оператора
и получить, таким образом, более или менее четкое представление о
состоянии его дел. (Сканировать что бы то ни было непосредственно в
Москве – задача куда более трудоемкая.)
Немцы на убытки не идут?
А теперь самый животрепещущий вопрос: удастся ли крупнейшему в мире
туристическому концерну занять ключевую позицию на отечественном рынке?
Эксперты отвечают примерно так: «Да, но…» Но – только при двух условиях.
Первое: для успешной игры на нашем поле следует учитывать «особенности
национальной охоты». Второе: данный проект необходимо поддерживать очень
серьезными и продолжительными финансовыми вливаниями. Много лет назад,
во время своей первой российской кампании, немцы не сделали ни того, ни
другого и были вынуждены признать поражение.
В начале 90-х TUI вывел на московский рынок свою родственную структуру
из Испании «Ультрамар-экспресс» и под этим брендом, не вступая в альянс
ни с одним из местных игроков, некоторое время делал неплохие объемы на
испанском направлении. Его сильной стороной была собственная перевозка.
«Но потом стали появляться местные брокеры, которые ставили более
экономичные чартеры, – вспоминает Александр Скалин, руководитель
компании «Время-тур», которая тогда играла с «Ультрамар-экспресс» на
одном поле. – И это подорвало бизнес немцев. Они упорно продавали только
турпакеты, не понимали, что в момент «горения» надо распродавать
отдельно билеты. И несли серьезные финансовые потери. Сами сотрудники
московского «Ультрамар-экспресс», может, и смогли бы в нужный момент
принимать правильные решения, но им не давали такого права – по всем
рабочим вопросам они обязаны были советоваться с головной зарубежной
структурой. Естественно, «Ультрамар» не успевал за конъюнктурой».
Говорят, впрочем, что убыточной компанию делала еще и характерная
немецкая законопослушность (читай, кристально белая бухгалтерия). Так ли
это, судить трудно. Но ясно, как день, что в любом случае TUI при
желании смог бы спасти свой российский проект посредством нескольких
финансовых инъекций и антикризисного менеджмента. Почему он не сделал
этого? Наиболее вероятную причину озвучила в интервью «ЧиГ» первый
заместитель генерального директора «Капитал Тура» Татьяна Сергеева:
«Насколько я знаю стиль и методы западных менеджеров, они в крайнем
случае готовы работать в ноль, но терять деньги – нет, на это они не
идут».
Судя по тому, как спланировал TUI свое второе пришествие в Россию, он
провел очень серьезную работу над ошибками. Во-первых, объединился с
местным игроком, знающим рынок. Во-вторых, взял в СП лишь 34% акций, то
есть заведомо отказался от претензий на контроль за оперативными
решениями. Но… крупные финансовые транши из Германии фирме TUI Mostravel
Russia, видимо, пока не светят. В своем интервью «ГЛ» Франц Лайтнер
заявил об этом почти прямым текстом.А какие в таком случае преимущества
от объединения с концерном получил «Мостравел»?Марка TUI? Российскому
потребителю она неизвестна, а на раскрутку требуются деньги.Собственная
отельная база TUI? Она, конечно, позволит работать в ноль на отправке,
если немцы согласятся делиться с новым российским родственником прибылью
от приема. Но в этом нет ничего эксклюзивного – лидеры турецкого и
египетского направлений давно уже нашли возможности работать как раз по
аналогичной схеме.
Мягкие условия бронирования, то есть возможность не замораживать надолго
в отелях деньги? И это не дает новому игроку каких-то особых преимуществ
– на подобных рынках нет острого дефицита наземки, такого, как,
например, в ОАЭ.
Без революций
В общем, TUI не создал своей московской «дочке» каких-то тепличных
условий. «Условия, пожалуй, будут даже в чем-то более суровыми, чем для
остальных, – предположил один из экспертов. – Потому что наши новые
турвласти увлечены идеей поддержки отечественного производителя, и это
СП для них – хороший повод продемонстрировать свою последовательность и
подкрепить громкие заявления делом».
Как бы то ни было, у самих немцев явно нет намерения сейчас же устроить
в России революцию. «Застолбить место на нашем рынке, от которого в
течение ближайших нескольких лет мировой туризм ждет резкого прорыва, –
такова, судя по всему, сегодняшняя стратегическая цель TUI, –
резюмировал общее мнение руководитель «Натали Турс» Владимир Воробьев. –
Это не повод впадать в панику и заламывать руки. Но, безусловно, повод
заблаговременно укрепить тылы».
Автор: Наталья Меньщикова
По материалам ИС Служба БАНКО
|