В преддверии летнего сезона турфирмы практически каждый
год объявляют "дополнительный набор" сотрудников. Однако постоянную
хорошо оплачиваемую работу могут предложить лишь серьезные операторы и
только опытным менеджерам. В основном же люди приглашаются на временную
работу на вспомогательные должности.
Летом дополнительные "руки и ноги" - курьеры, диспетчеры на телефон (они
распределяют звонки по менеджерам), помощники типа "принеси-подай" и
т.д. требуются и агентствам, и операторам. И если пару лет назад такая
временная работа была хорошей "подработкой" для детей знакомых и
родственников руководителей турфирм, то сейчас в турфирмах предпочитают
брать студентов и выпускников "туристических" ВУЗов. Хотя уровень их
подготовки, по мнению руководителей турфирм, далек от желаемого, все же
с ними работать легче - они как минимум в курсе того, чем занимается
турфирма. Менеджеры, пусть и начинающие, на временную работу идти не
хотят - они ищут постоянные места в стабильных турфирмах.
Дополнительную рабочую силу - студентов "туристических" ВУЗов - турфирмы
могут получить не затратив ни рубля: ВУЗы ищут, куда бы пристроить своих
студентов на практику. Но даже небольшие агентства далеко не всегда
соглашаются на бесплатную помощь. По опыту там знают, что практиканты
"только мешаются, и толку от них никакого". Впрочем, там и не ждут
трудовых подвигов от бесплатно работающих практикантов, знающих, что
постоянная работа им не светит. Поэтому во многих турфирмах студентов
берут на работу. Но не любых "с улицы", а по рекомендации. Благо, круг
общения у людей, работающих в туризме, большой. В зависимости от статуса
фирмы и личных качеств, студент может зарабатывать до $200 в месяц.
Впрочем, накануне летнего сезона можно устроиться и на постоянную
работу. Причем в солидную операторскую компанию. В отличие от небольших
турфирм, у которых нет необходимости расширять штат постоянных
сотрудников, у операторов практически ежегодно появляются вакансии.
Развитие для них - необходимое условия выживания, поэтому они открывают
новые направления, "укрепляют" позиции на уже освоенных, в компаниях
происходят внутренние передвижения: рядовые менеджеры уходят на
повышение, их должности освобождаются. Рассчитывать на постоянную работу
могут как студенты, так и у опытные менеджеры. Дело в том, что у
туроператоров есть два принципиально разных подхода к подбору и
подготовке менеджеров: одни берут на работу "готовых" опытных
сотрудников, другие "выращивают" их в своей компании.
Так, компания "Ванд Интернешнл тур" заключила договор с Московской
гуманитарно-социальной академией (там на факультете международных
отношений есть специализация - туризм). В этом году академия направит на
практику в компанию шесть студентов-третьекурсников. Эти же студенты
будут трудиться в "Ванд Интернешнл тур" в последующие два летних сезона.
Совершенно бесплатно и на совесть: директор компании Татьяна Ванд
убеждена, что возможность работать в серьезной турфирме - вполне
достойная "плата" для студента, желающего стать хорошим менеджером
(кроме того, работа студентов на добровольных началах - условие
академии). Через три года, когда студенты будут заканчивать образование
в компании выберут одного-двух, которых и возьмут на постоянную работу.
Исполнительный директор компании "Мондо турс" Любовь Чистякова также
уверена, что хорошего менеджера надо "выращивать" прямо со студенческой
скамьи как минимум три года. "С июня помощниками менеджеров у нас будут
работать четверо студентов, заканчивающих туристский ВУЗ, - говорит она.
- В конце сезона двоих-троих из них мы возьмем на постоянную работу.
Кандидатуры в первую очередь будем обсуждать с менеджерами, у которых
они работали".
В виде исключения, постоянную работу можно найти и в небольших
турфирмах, например, в молодых агентствах. Так, в недавно созданном
агентстве "Оникс" готовы принять на постоянную работу одного-двух
менеджеров. Директор Ольга Инькова тщательно подбирает претендентов из
выпускников ВУЗов. Если они хорошо зарекомендуют себя летом - постоянная
работа им обеспечена.
По-другому решают кадровую проблему в компании PAC Group. "Последние
полтора года мы берем на работу только самых квалифицированных
менеджеров. Мы крупная компания и можем себе позволить выбирать" -
говорит менеджер по персоналу Валентина Синотова.
Лучшее время для поиска опытных менеджеров - февраль-март, в крайнем
случае - апрель. В межсезонье выбор на рынке труда большой. Но уже к
MITT, как правило, все квалифицированные специалисты оказываются
пристроенными.
Обычно компании, предпочитающие брать на работу готовых профессионалов,
используют все возможности для поиска подходящей кандидатуры -
просматривают предложения, размещенные на туристических сайтах и в
специализированных туристических изданиях, и сами размещают там
объявления, обращаются с заявками в специализированные агентства по
трудоустройству, например в "Туризм и работа". К слову, за последний год
во многих крупных компаниях появились менеджеры по персоналу, которые
ведут поиск не "наобум" а разрабатывают собственную "поисковую"
технологию.
Но какова бы она ни была, соискателю приходится пройти жесткий
"многоступенчатый" отбор. Сначала с ним встречается менеджер по
персоналу, если таковой в компании есть, или заместитель руководителя
компании. Вопросы касаются в основном образования, семейного положения,
подробностей трудовой биографии, мотивов ухода с прежнего места работы,
наличия вредных привычек и т. д. Затем наступает очередь руководителя
отдела. Его, как правило, интересуют конкретные профессиональные навыки
и знание "предмета": географии, истории, политического устройства тех
стран, с которыми собирается работать менеджер. И, наконец, соискателя
представляют генеральному директору для принятия окончательного решения.
Как правило, это формальность. Однако такая встреча бывает важна, если
на место есть несколько претендентов.
Требования к менеджерам
Требования, которые предъявляют к менеджерам в солидных компаниях,
условно можно разделить на две группы: профессиональные и
"человеческие".
К профессиональным в компаниях относят:
- обязательное законченное высшее образование (какое - мнения операторов
расходятся: одни считают, что лучше всего туристическое или хотя бы
"родственное", языковое, другие отдают предпочтение гуманитариям,
поскольку те легко и с удовольствием общаются, третьи ценят технарей за
хорошо "устроенную" голову),
- опыт работы не менее двух лет,
- владение как минимум одним иностранным языком в совершенстве, а лучше
двумя-тремя,
- владение компьютером,
- умение рассчитывать туры, оперативность,
- доскональное знание "своего" направления,
- участие в ознакомительных турах и т.д.
Требования к "человеческим" качествам таковы:
- коммуникабельность, обаяние, приятный голос и хорошие манеры,
- стремление к творчеству и инициативность (то есть менеджер должен не
только все время выдумывать что-то новое, но и не бояться рассказывать о
своих задумках руководству),
- способность принимать решения в неожиданных ситуациях, желательно -
правильные, и нести за них ответственность,
- получение удовольствия от работы (то есть, она не должна
рассматриваться исключительно как источник доходов),
- готовностью выполнять дополнительные задания, если того потребуют
интересы компании,
- отсутствие вредных привычек.
По материалам газеты ТурИнфо
|