Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо

Вечный зов

В преддверии летнего сезона турфирмы практически каждый год объявляют "дополнительный набор" сотрудников. Однако постоянную хорошо оплачиваемую работу могут предложить лишь серьезные операторы и только опытным менеджерам. В основном же люди приглашаются на временную работу на вспомогательные должности.

Летом дополнительные "руки и ноги" - курьеры, диспетчеры на телефон (они распределяют звонки по менеджерам), помощники типа "принеси-подай" и т.д. требуются и агентствам, и операторам. И если пару лет назад такая временная работа была хорошей "подработкой" для детей знакомых и родственников руководителей турфирм, то сейчас в турфирмах предпочитают брать студентов и выпускников "туристических" ВУЗов. Хотя уровень их подготовки, по мнению руководителей турфирм, далек от желаемого, все же с ними работать легче - они как минимум в курсе того, чем занимается турфирма. Менеджеры, пусть и начинающие, на временную работу идти не хотят - они ищут постоянные места в стабильных турфирмах.

Дополнительную рабочую силу - студентов "туристических" ВУЗов - турфирмы могут получить не затратив ни рубля: ВУЗы ищут, куда бы пристроить своих студентов на практику. Но даже небольшие агентства далеко не всегда соглашаются на бесплатную помощь. По опыту там знают, что практиканты "только мешаются, и толку от них никакого". Впрочем, там и не ждут трудовых подвигов от бесплатно работающих практикантов, знающих, что постоянная работа им не светит. Поэтому во многих турфирмах студентов берут на работу. Но не любых "с улицы", а по рекомендации. Благо, круг общения у людей, работающих в туризме, большой. В зависимости от статуса фирмы и личных качеств, студент может зарабатывать до $200 в месяц.

Впрочем, накануне летнего сезона можно устроиться и на постоянную работу. Причем в солидную операторскую компанию. В отличие от небольших турфирм, у которых нет необходимости расширять штат постоянных сотрудников, у операторов практически ежегодно появляются вакансии. Развитие для них - необходимое условия выживания, поэтому они открывают новые направления, "укрепляют" позиции на уже освоенных, в компаниях происходят внутренние передвижения: рядовые менеджеры уходят на повышение, их должности освобождаются. Рассчитывать на постоянную работу могут как студенты, так и у опытные менеджеры. Дело в том, что у туроператоров есть два принципиально разных подхода к подбору и подготовке менеджеров: одни берут на работу "готовых" опытных сотрудников, другие "выращивают" их в своей компании.

Так, компания "Ванд Интернешнл тур" заключила договор с Московской гуманитарно-социальной академией (там на факультете международных отношений есть специализация - туризм). В этом году академия направит на практику в компанию шесть студентов-третьекурсников. Эти же студенты будут трудиться в "Ванд Интернешнл тур" в последующие два летних сезона. Совершенно бесплатно и на совесть: директор компании Татьяна Ванд убеждена, что возможность работать в серьезной турфирме - вполне достойная "плата" для студента, желающего стать хорошим менеджером (кроме того, работа студентов на добровольных началах - условие академии). Через три года, когда студенты будут заканчивать образование в компании выберут одного-двух, которых и возьмут на постоянную работу.

Исполнительный директор компании "Мондо турс" Любовь Чистякова также уверена, что хорошего менеджера надо "выращивать" прямо со студенческой скамьи как минимум три года. "С июня помощниками менеджеров у нас будут работать четверо студентов, заканчивающих туристский ВУЗ, - говорит она. - В конце сезона двоих-троих из них мы возьмем на постоянную работу. Кандидатуры в первую очередь будем обсуждать с менеджерами, у которых они работали".

В виде исключения, постоянную работу можно найти и в небольших турфирмах, например, в молодых агентствах. Так, в недавно созданном агентстве "Оникс" готовы принять на постоянную работу одного-двух менеджеров. Директор Ольга Инькова тщательно подбирает претендентов из выпускников ВУЗов. Если они хорошо зарекомендуют себя летом - постоянная работа им обеспечена.

По-другому решают кадровую проблему в компании PAC Group. "Последние полтора года мы берем на работу только самых квалифицированных менеджеров. Мы крупная компания и можем себе позволить выбирать" - говорит менеджер по персоналу Валентина Синотова.

Лучшее время для поиска опытных менеджеров - февраль-март, в крайнем случае - апрель. В межсезонье выбор на рынке труда большой. Но уже к MITT, как правило, все квалифицированные специалисты оказываются пристроенными.

Обычно компании, предпочитающие брать на работу готовых профессионалов, используют все возможности для поиска подходящей кандидатуры - просматривают предложения, размещенные на туристических сайтах и в специализированных туристических изданиях, и сами размещают там объявления, обращаются с заявками в специализированные агентства по трудоустройству, например в "Туризм и работа". К слову, за последний год во многих крупных компаниях появились менеджеры по персоналу, которые ведут поиск не "наобум" а разрабатывают собственную "поисковую" технологию.

Но какова бы она ни была, соискателю приходится пройти жесткий "многоступенчатый" отбор. Сначала с ним встречается менеджер по персоналу, если таковой в компании есть, или заместитель руководителя компании. Вопросы касаются в основном образования, семейного положения, подробностей трудовой биографии, мотивов ухода с прежнего места работы, наличия вредных привычек и т. д. Затем наступает очередь руководителя отдела. Его, как правило, интересуют конкретные профессиональные навыки и знание "предмета": географии, истории, политического устройства тех стран, с которыми собирается работать менеджер. И, наконец, соискателя представляют генеральному директору для принятия окончательного решения. Как правило, это формальность. Однако такая встреча бывает важна, если на место есть несколько претендентов.


Требования к менеджерам

Требования, которые предъявляют к менеджерам в солидных компаниях, условно можно разделить на две группы: профессиональные и "человеческие".

К профессиональным в компаниях относят:

- обязательное законченное высшее образование (какое - мнения операторов расходятся: одни считают, что лучше всего туристическое или хотя бы "родственное", языковое, другие отдают предпочтение гуманитариям, поскольку те легко и с удовольствием общаются, третьи ценят технарей за хорошо "устроенную" голову),

- опыт работы не менее двух лет,

- владение как минимум одним иностранным языком в совершенстве, а лучше двумя-тремя,

- владение компьютером,

- умение рассчитывать туры, оперативность,

- доскональное знание "своего" направления,

- участие в ознакомительных турах и т.д.

Требования к "человеческим" качествам таковы:

- коммуникабельность, обаяние, приятный голос и хорошие манеры,

- стремление к творчеству и инициативность (то есть менеджер должен не только все время выдумывать что-то новое, но и не бояться рассказывать о своих задумках руководству),

- способность принимать решения в неожиданных ситуациях, желательно - правильные, и нести за них ответственность,

- получение удовольствия от работы (то есть, она не должна рассматриваться исключительно как источник доходов),

- готовностью выполнять дополнительные задания, если того потребуют интересы компании,

- отсутствие вредных привычек.

 

По материалам газеты ТурИнфо

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz