Жесткая конкуренция заставляет столичных операторов
снижать цены на массовых направлениях. Казалось бы, желающих отдохнуть
за небольшие деньги должно становиться все больше. Особенно в регионах -
там стоимость имеет определяющее значение при выборе места отдыха.
Однако объемы продаж в регионах не растут. Не спасают положения даже
спецпредложения, которыми заваливают коллег москвичи.
По мнению руководителей многих региональных турфирм, продажи могли бы
идти успешней, если бы турфирмы были материально заинтересованы в
реализации зарубежных туров столичных операторов.
Сейчас за реализацию туров на массовых направлениях они получают
мизерные деньги. Например, в декабре прошлого года на каждом
отправленном в Египет туристе агентство в лучшем случае зарабатывало $20
- комиссия 10-12% считается очень хорошей, и ее дают региональным
турфирмам очень немногие операторы.
Большинство же стоимость туров снижают как раз за счет агентов:
устанавливают фиксированную комиссию -чаще всего $10 - или снижают
комиссионные до 7-8%, а то и 5%.
Понятно, что формально агентства могут выбирать, с кем из операторов и
на каких условиях работать. Но реалии таковы, что туры операторов,
дающих приличную комиссию, соответственно - более дорогие, и во многих
городах они оказываются неконкурентоспособными. "У нас, например,
клиенты запросто могут обзвонить несколько десятков турфирм и, в конце
концов, купить тур в агентстве, расположенном на другом конце города,
только потому, что там он на $5 дешевле, чем в агентстве рядом с домом",
- говорит директор ижевской компании "Интерсервис" Дмитрий Могучий.
"В этом году клиенты вообще "подсели" на горящие путевки. Они дожидаются
последнего дня и больших скидок. И действительно улетают в намеченный
день", - добавляет директор брянской турфирмы "Парадиз" Андрей Чернов.
Чтобы при комиссионных 10-12% зарабатывать на выезде, агентство должно
только на нем и специализироваться. И в турфирмах подтверждают, что в
регионах фактически произошло "разделение труда". Есть немногие
турфирмы, работающие только на выезд. Их знают, и за зарубежными турами
клиенты обращаются чаще всего именно в эти фирмы. Эти агентства продают
туры любой стоимости и даже на массовых направлениях умудряются давать
скидки клиентам со своей мизерной комиссии. Зарабатывают они на объемах.
Большинство же вынуждено искать и осваивать новые направления
деятельности.
Так, в ижевском "Интерсервисе" сделали акцент на приеме иностранцев. Их,
конечно, в Удмуртии немного. Но, по словам Дмитрия Могучего, несравненно
выгоднее принять полсотни иностранцев, чем отправить две сотни земляков
в Египет. Понятно, что очень немногие региональные турфирмы могут
заняться приемом иностранцев. Но и работа на внутреннем рынке
оказывается сейчас более выгодной, чем на выездном.
Например, директор тульской турфирмы "Март" Людмила Кабанова считает,
что сейчас работа только на выездном рынке может привести к финансовому
краху турфирмы. "На внутреннем рынке работать выгоднее. Ведь туры чаще
всего - групповые, и программ можно сделать очень много, самых разных.
Так что туристы будут всегда. Это очень перспективное направление.
Кстати, интерес компаний еще недавно занимавшихся выездом, к внутреннему
туризму, именно выгодой и объясняется".
Директор ивановской турфирмы Галина Мокеева тоже утверждает, что от
детских оздоровительных летних лагерей и автобусных туров на юг получает
значительно большую прибыль, чем от продажи дешевых зарубежных туров.
Руководители многих турфирм, имеющих "тылы" на внутреннем рынке,
считают, что за $10-12 комиссионных работать не имеет смысла. Выгоднее
клиенту отказать. "Клиентов, которые приходили к нам за турами в Египет
стоимостью $175, мы отправляли в "Магазин горящих путевок". Ведь каждый
тур - это курьер, телефонные переговоры. Накладные расходы получаются
больше, чем мы зарабатываем", - говорит директор компании
"Интурист-Псков" Александр Соколовский. С ним согласны и коллеги из
других городов, они считают, что к реализации туров надо подходить очень
избирательно.
Впрочем, когда речь идет о массовых направлениях, понятия высокой и
низкой комиссии имеют значение только для той или иной турфирмы. Если же
говорить о направлении в целом, то ни $10, ни $20 комиссионных не могут
способствовать увеличению объемов продаж. "На такие комиссионные не то,
что развиваться, выжить невозможно", - говорит Дмитрий Могучий. Ведь в
регионах проблемы те же, что и в Москве: повышается стоимость аренды,
дорожают коммунальные услуги, услуги связи. Кстати, столичные турфирмы
присылают нам по электронной почте до 100 писем в день, а это тоже
немалые затраты".
Иногда в регионах продаются дорогие туры, например, экскурсионные в
Европу. Но и с них агентства получают очень небольшую комиссию. Самый
распространенный прием, поведали нам в региональных агентствах, которым
пользуются операторы, чтобы заплатить агентству поменьше - устанавливают
фиксированную комиссию, причем только с проживания. Все остальное -
виза, страховка, экскурсионная программа - называется дополнительными
услугами, и с них, естественно, агентство ничего не получает.
Что касается дорогих и экзотических направлений, то уж от продажи таких
туров агентства, казалось бы, должны получать солидные суммы. Но
руководители региональных турфирм опять-таки говорят о небольших
комиссионных. Естественно, относительно стоимости таких туров. Так, этой
зимой за реализацию горнолыжных туров в Швейцарию агентства получают
4-4,5% комиссионных, т.е. от $40. За тур на Бали или в Латинскую Америку
- $50. "Я продал тур на двоих в Латинскую Америку стоимостью $6 тыс.
нашему постоянному клиенту, - сообщил руководитель одного из
региональных агентств - Из кожи вон вылез, чтобы подобрать самый лучший
вариант. И получил за это $100. А ведь если что-то не так, разгневанный
клиент не в Москву поедет, а ко мне придет".
Более всего руководителей региональных агентств удручает дискриминация и
пренебрежительное отношение к ним. Многие уверены, что столичные
агентства с теми же операторами работают на других, более выгодных
условиях. "В Москве, видно, считают, что мы рады и небольшим
комиссионным, потому что в провинции $100 - это огромные деньги", -
сказали нам в одном из региональных агентств.
Очевидно, что ситуация, сложившаяся в регионах, развитию выездного рынка
способствовать не может.
По материалам газеты ТурИнфо
|