Команда-46 Здесь живут приключения!
Добавить в Избранное Поиск по сайту Написать письмо
Екатерина Пустельникова, Михаил Легздайн, Вячеслав Захаров

 

Аксаут
30 апреля – 11 мая 1998

Часть 3

 

07.05.98 Каньоны «Красный» и «Два моста» в условиях поднявшейся воды

Ночная гроза носила явно не локальный характер и вызвала резкое повышение уровня воды (совсем, как вскоре выяснилось, не вовремя :)).

Каньон “Красный” вполне соответствует своему названию – река сужается, близко к воде подступают скалы и осыпи темного красного цвета. Внутри каньона локальных препятствий нет, зато “сплошная крутопадающая шивера” не позволяет соскучиться не только каякерам, но и экипажам катамаранов.

Очередной автомобильный мост отделяет “Красный” от каньона “Два моста”, где еще большее сужение извилистого русла реки между высокими крутыми скальными берегами обуславливает наличие косых стоячих валов, к середине каньона превращающихся в полноценные “бочки”.

Поднявшаяся вода нейтрализовала вредное воздействие некоторого количества обливных камней, но зато препятствия водного характера приобрели неожиданную мощность… Прямо скажем, несколько даже излишнюю… Учитывая тот факт, что до этого момента серьезные водные структуры нам на Аксауте практически не встречались, можно здраво оценить количество приключений, найденных нами на свою… эээ… голову :) в этих каньонах, ибо поплавали там многие.

В “Красном” каньоне Оля где-то что-то не учла и кильнулась, что было бы еще полбеды, да в процессе вставания ее весло заклинило в камнях на дне. Отстрелившись и выбравшись самоспасом на обливной камень, Оленька направила свои стопы к берегу, но казавшаяся такой невинной струя напрочь сбила ее с ног, вследствие чего Хвосту и Славке пришлось вылавливать и “Циклон”, и саму Олю.

Чуть позже Иришка там же упустила “Слалом”, за которым погнался Хвост. Пытаясь на ходу зацепить “трамвайчик” за ручку каяка, Женька утерял свое весло и перевернулся, оказавшись тем самым в чрезвычайно осмысленном :) положении – кверху дном, с двумя каяками и без единого весла… Причем Хвост точно знал, что сумеет сделать эскимосский переворот и встать от рук, но совершенно не представлял себе, что он будет делать дальше… Было принято решение вылезать. Однако выбраться одному с двумя лодками оказалось не под силу даже Женьке, так что он опять оказался перед выбором – какой каяк спасать в первую очередь. Разумно рассудив, что вытаскивать пустой легкий “Бласт” Боцману будет намного приятнее, чем сражаться с груженым и длинным “Слаломом”, Хвост с тяжким вздохом и со слезами на глазах (домыслы автора :)) выпустил свою сине-белую посудину на свободу…

Олег к тому моменту уже успел выбросить на берег попавшее под горячую мокрую руку :) Женькино весло и в сопровождении Адмирала устремился в каньон “Два моста” вслед за жизнерадостно подскакивающим на валах “Бластом”.

В этом месте автор прерывает свое повествование, временно уступая бойкое перо другому герою описываемых событий, дабы по незнанию не нанести ущерба истине... Адмирал так описывает происходившие вокруг него события (стиль и орфография сохранены):
"Стою я это в суводи, жду всех: Тут смотрю: блин! "Бласт" плывет! Один! Ну, я за ним. При этом помню, что скоро должен быть порог/каньон "Два моста". Но в связи с поднявшейся водой "Бласт" ни в одну суводь засовываться не хотел. Вернее мне даже удалось его в пару запихать, но он от туда выпихивался со скоростью, превышающей мою скорость чалки и вылезания с хватанием. Тут смотрю - мост. О! Меня догнал веселенький Боцман и попытался взять инициативу запихивания на себя, но у него случился тот же результат. Вроде даже мы его вдвоем пихали: Все это сопровождалось довольно веселенькими валиками и поэтому носило нерегулярный характер. За мостом, завершающим каньон, Олег наконец запихал каяк в суводь. И мы вылезли на берег отдыхиваться и ждать остальных".

Тем временем все остальные остались без присмотра и не замедлили воспользоваться представившейся возможностью.

День оказался столь насыщен событиями и эмоциями, что воспринять их все не сумел бы, пожалуй, даже самый впечатлительный человек: Следующий помощник, Дядька Слава Захаров делится своими впечатлениями (частично урезано, стиль и орфография сохранены):
“...события того страшного дня :) выжжены в моей памяти словно калёным железом :)...
...Вечером, помнится, "пронёсся средней силы ураган" с дождём, после чего наутро Аксаут вздулся и изрядно помутнел. Также стало пасмурно и холодно. Севши в каяк, у меня сразу запотели очки, и дальнейший сплав приходилось перемежать постоянным протиранием стёкол – или сплавляться слепым методом...
...Помню, что я, когда не протирал стёкла, то пел, перефразируя Высоцкого:"Меня не положить - я это твёрдо знаю, я твёрдо знаю - им не положить меня!" Пройдя энное расстояние, я взялся в очередной раз улучшать видимость кругом меня. За этим-то занятием меня и настигла удача...
...По моему, я кильнулся в какой-то бочке. Попытался встать, но безуспешно, и решил не выёживаться. Поплыл, держась за каяк и стараясь подтянуть и подтолкнуть его к ближайшему берегу (коим оказался правый) и разнообразя скучный пейзаж акустическими сигналами. Но Торнадо и так, зараза, тяжёлый, а тут ещё и с вещами... В общем, эти попытки не увенчались успехом. Собрал коленями опять несколько камней, поторчал в нескольких бочках... короче, вчерашняя история повторялась за тем немаловажным исключением, что вокруг на этот раз никого не было. Где был Вишня, я не видел, а все остальные, как выяснилось позже, были далеко внизу...
...В очередной бочке меня оторвало, наконец, от Торнады. Попытки его догнать также оказались безуспешными, к тому же я уже к тому времени слегка приустал и подзамёрз, так что, надо признать, не упорствовал в этом своём намерении. При помощи весла и какой-то матери я сравнительно легко выбрался на правый берег и пошёл, солнцем палимый... По пути подобрал Иришку, выяснив, что передвигаться она, хотя и с трудом, но может. Минут через пятнадцать-двадцать продирания через прибрежные джунгли мы узрели на левом берегу Вишню и катамараны...
...Катамараны и Вишня стояли и чего-то (или кого-то) ждали. Мб, меня. Мб, то что от меня должно было остаться. Когда мы с Иришкой появились на правом берегу, на левом возникло бурное ликование. Они радостно сообщили мне, что "видели, как мимо проплыл Торнадо". Предприняли ли они что-нибудь по этому факту – до сих пор для меня остаётся тайной, покрытой мраком...
...Встал вопрос о транспортировке нас с Иркой на левый берег в целях радостного воссоединения с оставшейся частью команды...
...Ну, с ней всё было ясно - ей было больно, и её, есстно, перевезли на кате. Чья была катя и кто был Хароном - не помню уже. Катя причалила, я держал, Ирка устроилась, и они отвалили...
...Далее на сцене появился Бобсон, радостно помахивающий концом (спасательным). По его жестам (достаточно трудноразличимым из-за ширины реки) можно было догадаться, что пьеса готовится перейти в свою наиболее драматическую фазу, именуемую "Дядька на маятнике". Невозможно словами выразить то возмущение, которое овладело всем прогрессивным человечеством в моём лице при этом наглом, гнусном и безответственным предложении, за версту отдающим мальтузианством, неомальтузианством, волюнтаризмом и экзистенцио...оа...анализмом. Короче, для ответа был выбран жест простой, понятный и хорошо различимый даже на другом берегу. Для перевозки меня была также отряжена катя, чья - не помню, по-моему, Калинянская. Везли меня, кажется Вишня и Летов (или Пашец). Они подъехали, и их тут же стало смывать. Они заорали:"Прыгай!", поскольку держать, есстно, было некому, я прыгнул, и спустя пару минут мы благополучно въехали в заросли низко висящих над водой берёз. Нас стало смывать вниз, Женька (или Пашец) зацепился жилетом за толстый дрынчик, растущий с берега, рванулся, дрынчик распрямился и врезал мне по каске. Были б мозги - было б сотрясение. Это был первый раз, когда каска действительно помогла...”.

С сожалением завершая столь эмоциональное повествование, вернемся к присущему данному произведению стилю изложения и одновременно – к дальнейшим событиям, оставшимся вне пределов наблюдения Славой.

Кошка, в одиночестве сидевшая в суводи за скалой, увидела величаво проплывающий (это вам не “Бласт”! :)) одинокий “Торнадо” и, не будучи уверена в боевой готовности страховки ниже по течению, решила поучаствовать в спасработах (ну вот случаются у людей такие странные идеи… :)) и в тщетных попытках словить “Торнадо” проехала каньон и заплыла-таки на последнем его повороте. Заметим, что уж если в каньоне даже Боцману вкупе с Адмиралом не удалось запихать в суводь маленький легкий каячок, так что при детальном рассмотрении жалкие кошачьи шансы на спасение “Торнадо” вообще неумолимо стремились к нулю…

Шура повторил траекторию движения Кошки – с точностью до оверкиля в последней косой “бочке” и прибытия ко второму мосту отдельно от собственного судна.

Оленька в аналогичных обстоятельствах оказалась удачливее и неоднократно героически вставала, несмотря на гнусные провокации водных структур. Потом, правда, так и не сумела точно вспомнить, сколько же раз подряд ей пришлось исполнить эскимосский переворот… :)

Иришкин каяк перегонял Пашец, у которого Хвост злобно отнял сданный в аренду “Циклон” – Женька оказался не в состоянии смириться с невозможностью прохождения столь импозантного каньона из-за упущенного в самом его начале каяка…

Привязанная на катамаран камера ощутимо пополнила багаж исторических документов зрелищными видеосъемками и максимально приближенными к реальности аудиоматериалами (наглядно иллюстрирующими изменения в мироощущении Юльчи и Женьки Летовых по мере их продвижения по каньону :)).

Все лишнее :) подбирали Боцман с Адмиралом за завершающим каньон мостом. Набравшее мощность течение, малое количество мест для потенциальной чалки и продолжавшиеся с завидным постоянством шиверы сделали их задачу более сложной, чем казалось – временами Боцману приходилось выступать в роли живца… Вновь в повествование вступает Адмирал: “Сидим мы это с Олегом… Уже и кофейку попили, и папироску выкурили и согрелись, а никого нет. Наконец, когда любопытство почти совсем расперло приплыл "Торнадо" Дядьки. Пристегнул я Боцмана спасконцом и он за ним сиганул. Глядь, а тут Кошка плывет в обнимку с веслом и каяком. Я за ней. Да еще конец в руках… Боцман кричит, что уже почти на берегу и с каяком, я морковку отпустил, Кошку вытащил. Оказалось же, что "морква" Олегу мешала и он ее отцепил, - так что пришлось потом еще и ее ловить… А потом опять было длительное ожидание, в ходе которого даже костерок развели, рассудив, что все все равно вниз приплывут. И точно. Сначала пришел Славка с Иришкой пешком и был отправлен обратно командовать народу продолжение движения, а затем последовали остальные Gluteus'ы”.

Мост же представляет собой отдельную историю и самодостаточное антропогенное препятствие – никто нынче не утруждает себя ремонтом разваливающегося прямо на глазах сооружения, остатки перил и куски настила которого свисают почти до самой воды, образуя импровизированную решетку, фильтрующую проплывающий мимо мусор :).

Каякерами проблема решалась сравнительно просто – те, кто почему-то :) не вписывались в разрывы гребенки, выполняли изящную опору и просачивались под досками, а прибывающие отдельно от сплавных средств просто подныривали под обломки.

А вот катамаранщики оказались в гораздо более неудобном положении и получили свое – кто по спине, кто по каске…

Пока собирались за мостом, успели изрядно устать и померзнуть; обеденная остановка показалась очень своевременной, особенно учитывая разведенный на скорую руку из обломков моста (хоть какая-то польза… :)) костерок.

Дальше (как всегда) решили не ходить, тем более что отдельные участники оказались слегка ушибленными, да и общее количество заплывов явно превысило все разумные нормы. Однако на сей раз место для стоянки нашлось только на противоположном берегу, так что для его достижения еще предстояло приложить определенные усилия…

ТраверсА именно – мы оказались перед необходимостью сделать траверс потока, все еще довольно мощного, несмотря на формальное окончание каньона. Причем с местами для чалки на той стороне было туговато, и впереди что-то продолжало журчать в полный голос... И те, кто счел чрезмерной насыщенность текущего дня приключениями, предпочли перейти Аксаут по мосту… Тому самому, уже произведшему на нас неизгладимое впечатление и столь подробно описанному мосту… :) И крепко просчитались, поскольку эта полуразрушенная, узкая и качающаяся конструкция давно уже утратила моральное право так называться… Добравшись до вожделенного берега, Оленька выразила общие эмоции, сообщив, что она предпочла бы десять траверсов еще одному такому переходу… :)

На досуге компания энтузиастов забралась на доминирующую над местностью скалу с одинокой сосной на верхушке; дикорастущие желтые тюльпаны способствовали созданию созерцательного настроения, а река с такой высоты казалась ровной и спокойной… :)
 

08.05.98 «Поцелуй Чаниты», «Крокодил», «Сюрприз»

Последний ходовой день начался с перепланирования ходового порядка и с разработки нового способа передвижения, поскольку Иришка предпочла не рисковать лишний раз ушибленной накануне спиной и перебралась на Летовский катамаран пассажиром, благо возможность такая была. На раме для нее соорудили трон из рюкзаков, а “Слалом” с завязанным очком дополнил судно Борьки и Светика до “тримарана” :).

В таком экзотическом виде нам оставалось преодолеть еще несколько именных порогов – “Поцелуй Чаниты” (впоследствии переименованный по аналогии с известным анекдотом “Ты же тоже издалека начал…” в “Поцелуй Чаниты в спину” :)), “Крокодил” и “Сюрприз”.

Воды было по-прежнему много, обливняки скромно укрылись в пучине, уклон уменьшился, ширина увеличилась – и пороги остались неидентифицированными; местами, конечно, появлялись валы и “бочки” чуть крупнее и мощнее, чем везде, но большинство из них без проблем объезжалось (теми, кто хотел это сделать :)). Для Кошки с Олей главным препятствием стал Хвост, который от безделья начал кататься на всех встречных валах, мешая свободе маневра и заслоняя своей вроде бы некрупной персоной всю перспективу :).

Порог “Сюрприз” мы очень долго ждали, предполагая, что это должно быть нечто, хотя бы частично отвечающее своему названию – подкарауливающее нас где-нибудь за углом и непременно тогда, когда мы уже расслабимся… Увы! По нашему уровню воды (хоть и слегка подросшему) сюрпризы оказались непредусмотрены…

Взамен нас изрядно порадовало место, которое встретилось нам как раз после авторитетного Боцманского заявления: “Все, порогов больше не будет…” :).

На завершающем этапе нашего путешествия мы встретились с четверкой москвичей на катамаране, успевших к моменту нашей встречи пройти Кубань и Большой Зеленчук (в составе несколько большей группы) и решивших дополнить свои впечатления сплавом по Аксауту. Остаток дня мы шли параллельно и стоянку у лесничества (сразу за подвесным мостом) разбили тоже по соседству, решив объединить усилия по поиску транспорта на выброску.

Пока прочие участники разбирали и сушили катамараны, Адмирал со Славой и Борькой отправились в поселок договариваться об аренде средства передвижения. Единственный доступный вариант – открытый грузовик небольшого размера – предусматривал доставку только до близлежащей станицы Кардоникская, но за неимением лучшего вполне нас устроил.

Адмирал потом рассказывал, что “интересная была прогулка. Больше всего поразило, что женщины, чинно сидящие на лавочках вдоль главной улицы и занимающиеся своими делами. всенепременно привставали при нашем появлении и здоровались. А потом еще и на халяву молока налили. А с машиной получился примерно тот же вариант, что и при заброске, хотя и короче. Причем водилой был мужик леченный мной от зубной боли в горах :)”…

09.05.98 Отъезд

Наутро подтвердилось печальное предположение о необходимости отъезда в два захода – к нашему прискорбию, 10 каяков и 20 (считая москвичей) человек в предоставленный нам грузовичок объективно не вмещались… А ведь были еще рюкзаки и упакованные катамараны…

В первый раз отправили машину, погрузив лодки, часть багажа и троих мужиков, которым помимо выгрузки и охраны вменили в обязанность за время ожидания в населенном пункте найти и захватить следующую транспортную единицу.

Оставшиеся скрасили вынужденное безделье прощальной прогулкой по окрестностям.

По приезде в станицу нас ожидала радостная новость – несмотря на праздничный день, нашелся автобус, водитель которого не только хотел, но и мог :) довезти нас прямиком в Невинномысск (в то время, как мы реалистично рассчитывали на неизбежную пересадку в Черкесске). Его желание поучаствовать в нашей доставке было столь велико, что даже перевесило необходимость отправиться по рейсовому маршруту… :)

Проведя в дороге около двух с половиной часов, мы вернулись на вокзал Невинномысска, по пути узнав от водителя, что самым криминальным городом региона считается Черкесск…

Поезд на Петербург проходит через Невинномысск около часа ночи, так что расположившись с удобствами в том же самом уголке за вокзалом и распределив дежурства, мы направились заново осваиваться в цивилизации - вспоминать вкус шашлыков, создавать ажиотаж на колесе обозрения и пугать местных жителей своими откровенно немытыми физиономиями и пропахшими дымом одежками…

Единственное, что нам так и не удалось, так это найти хоть какие-нибудь местные сувениры. То, что называется “народными промыслами”, либо отсутствует напрочь, либо чрезвычайно надежно спрятано от заезжих туристов.

10.05.98 Выводы и планы на будущее…

В 0039 состоялась посадка в поезд № 50 “Кисловодск-СПб”. Москвичи уехали чуть раньше нас.

За время, проведенное в Невинномысске, и утро первых суток в поезде мы успели детально обсудить ранее остававшиеся в тени подробности заканчивающегося маршрута и заново расставить акценты на уже рассмотренных сторонах нашего путешествия. Следующим этапом дебаты самым естественным образом получили новое направление – ибо что же, как не весенний поход, определяет планы всего сезона?!?

Несмотря на все опасения, связанные с недостаточным опытом основной части группы, притоком новых людей, использованием катамаранов и общей обстановкой в регионе, Аксаут мы в целом прошли успешно. И можно уже говорить о первом состоявшемся горном маршруте и о полученном в нем опыте… И строить дальнейшие планы, не оговариваясь и не сплевывая через плечо…

Тут-то мы и развернулись… :)

Для определенности придется вернуться немного назад, к минувшему осенне-зимнему периоду, когда Gluteus в перерывах между монтажом фильма («Тумча-97») и занятиями в бассейне предавался безудержным мечтам о грядущем сезоне. Рассмотренные нами варианты по части весенних перспектив частично приведены (или хотя бы упомянуты) в начале данного повествования, что же касается большого летнего похода, то основным (и, честно говоря, единственным) обсуждаемым маршрутом стала Она. Мы полагали, что, если уж по весне все пройдет как положено :), то поехать познакомиться с Западным Саяном будет совсем даже и неплохо.

Так вот, возвращались мы с Кавказа и по пути шлифовали наши вполне сформировавшиеся планы саянского значения, одновременно искушая Летовых соблазнительной идеей к нам присоединиться. Юлька с Женькой, преисполненные энтузиазмом от только что пройденного маршрута, оказались перед дилеммой – ввязаться им в новое приключение или же следовать ранее выбранному добропорядочному пути, ведущему прямиком к Женькиным родителям в город Бишкек (если кто еще не знает, так это бывший Фрунзе, столица Киргизии :)).

И вдруг в воздухе повисла взявшаяся неоткуда чья-то оригинальная идея – а почему бы нам для разнообразия не присоединиться к Летовым… Абсурд. Но только на первый взгляд. Настала очередь Женьки искушать нас – в Киргизии хорошо…, тепло…, фрукты…, там нас встретят, ночевать пустят, заброску организовать помогут, и вообще, люди там все свои и очень хорошие… И до Иссык-Куль совсем недалеко…

Близости Иссык-Куля мы уже не вынесли, и планы потекли по новому направлению, подозрительно быстро обрастая подробностями…

Оставалась одна, зато глобальная  проблема – найти реку. Причем в сложившихся обстоятельствах на маршрут накладывалось больше ограничений, чем на любой другой, поскольку мало было подобрать соответствующую нашим возможностям категорию сложности, так еще и начальная заброска должна была непременно начаться из Бишкека (а не из Алма-Аты, как принято для того региона). Решение этой непростой задачи мы поручили Боцману, и он тут же начал прорабатывать разнообразные пути ее скорейшего решения… Энтузиасты, однако… :)

11.05.98 Возвращение

Еще один день, проведенный в поезде, не способствовал благотворному настроению участников, тем более что имело место накапливавшееся с завидным постоянством опоздание. И не знали мы, что нужно было радоваться тому, что вообще едем… (уже по прибытии выяснилось, что мы чуть было не попали в забастовку железнодорожников, вследствие которой поезда из Кисловодска опаздывали на… неделю :(). Так что нам, можно сказать, повезло :).

Поход наш (в отличие от маршрута :)) завершился на Московском вокзале около 2100.

...:(...

 

Часть 1      Часть 3

 

 
Copyright "Команда-46", 2004-2009г.г.
Hosted by uCoz