Узлы.
Узлы служат
для временного связывания растительных тросов, крепления швартовов или
буксиров и других судовых работ, когда приходится иметь дело с тросами.
Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота
вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко
раздаваться даже намокшими.
В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное
назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной
узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять
и как быстро раздать.
Все узлы можно разделить на три основные группы. В первую
группу входят узлы для связывания двух концов между собой; вторая объединяет
узлы, применяемые при швартовке и буксировке; третья — это узлы специального
назначения (для подъема человека на мачту и т. п.). Для связывания двух
концов применяют следующие узлы:
Прямой узел предназначен для связывания тросов или снастей
примерно одинаковой толщины при небольшой тяге. Узел считается правильным,
когда концы каждого троса идут параллельно и вместе, а коренные
концы направлены прямо противоположно друг другу.
Рифовый узел употребляется при связывании риф-штертов.
Вяжется подобно прямому узлу, но с петлей, которую образует ходовой
конец, пущенный в обратную сторону. Он легко и быстро раздается.
Плоский узел служит для связывания двух тросов разной толщины.
На ходовые концы обоих тросов, после того как узел связан, накладывают
бензели, иначе он затянется.
|
Шкотовый узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины,
один из которых имеет очко. Вяжется он как прямой узел, но ходовой
конец не идет обратно в очко, а пропускается под коренной конец
и зажимается им. |
|
Брамшкотовый узел употребляется в тех же случаях, что и шкотовый,
но он более надежен и отличается двойным охватом очка: ходовой
конец два раза пропускают под коренной. |
|
|
Штык
— простейший узел, употребляемый при креплении швартовов. Ходовой
конец троса следует прихватывать к коренному ворсой.
|
|
Штык с двумя шлагами употребляется в тех же целях, но когда
необходимо более надежное крепление. Отличается от штыка тем,
что ходовой конец обносится или продергивается в рым два раза,
образуя таким образом два шлага. |
|
Рыбацкий штык вяжется за скобы якорей. Он похож на штык с двумя
шлагами, но второй шлаг захватывается первым полуштыком.
|
|
Рыбацкий огон — узел, заменяющий обычный огон. |
|
Буксирный узел служит для крепления буксирного троса на буксируемой
яхте за битенг или мачту. При всей простоте он очень надежен
и быстро отдается даже на ходу. Ходовой конец буксира обносится
вокруг мачты, охватывает шлагом коренной конец и в том же направлении
еще раз обносится вокруг мачты. Затем, обвив ходовым концом
коренной несколько раз, прихватывают его к коренному.
|
|
Шлюпочный узел применяется при буксировке шлюпок или швертботов
за банку. Пропущенный под банку ходовой конец обносится вокруг
нее, проводится над коренным концом и вновь пропускается под
банку. После этого ходовой конец петлей закладывается под шлаг,
опоясывающий банку. |
|
|
Беседочный узел представляет собой незатяжную петлю. Используется
вместо беседки для подъема человека на мачту (отсюда и его название);
можно использовать его также вместо огона при закреплении троса
на гаке или битенге.
|
|
Двойной беседочный употребляется только вместо беседки. Вяжется
подобно беседочному, но конец берется вдвое. Петли делаются
разной величины, чтобы в одной человек мог сидеть, а другая
охватывала его за спину под мышками.
|
|
Удавка — самозатяжной узел. Он служит для подъема рангоутных
деревьев или бревен.
|
|
Удавка со шлагом отличается от простой удавки наличием шлага,
препятствующего сползанию узла. Вяжется при буксировке рангоута
или бревен.
|
|
Выбленочный узел вяжется посередине рангоутного дерева, когда
нужен сильно затягивающийся узел (например, фал за реек паруса).
Раньше употреблялся при вязании выбленок на вантах.
|
|
Задвижной штык подобен выбленочному узлу, но имеет еще один
шлаг, что делает его более надежным.
|
|
Восьмерка вяжется на концах снастей бегущего такелажа во избежание
выхлестывания их из блоков, кипок и т. д.
|
|
Гачный узел служит для закладывания толстых концов за гак.
|
|
Двойной гачный узел имеет то же назначение, что и гачный, но
используется на более тонких тросах.
|
Стопорный узел употребляется в качестве стопора какой-либо снасти, а
также для крепления буксирного троса к перлиню. При вязании узла стопор
можно накладывать как против спуска, так и по спуску троса, который
необходимо застопорить.
Буйрепный узел служит для крепления буйрепа за тренд якоря.
По способу вязания он сходен с выбленочным.
|